№ 1 / октябрь

Прямая речь

Валерий Козлов: «Необходимо поддерживать ученых в их научных изысканиях»

Валерий Козлов, вице-президент РАН, академик

Важнейшим направлением развития нашей страны на сегодняшний день является переход  к инновационной экономике. Однако невозможно построить новую Россию без развития науки и образования, утверждают эксперты. Станет ли поддержка данной сферы одним из приоритетных направлений государственной политики? Какие актуальные задачи стоят перед российским научным и образовательным сообществом сегодня? Об этом шла речь на встрече члена-корреспондента РАЕН, проректора по информационным и компьютерным технологиям УдГУ Алексея Борисова и вице-президента РАН, академика Валерия Козлова

Разговор двух коллег-ученых состоялся в сентябре в Лиссабоне (Португалия), где проходила международная конференция «Геометрия. Динамика. Интегрируемые системы», организаторами которой они выступили.

Судьба вуза

Алексей Борисов: Валерий Васильевич, при всех значимых достижениях в отечественной науке существует множество проблем. Одна из самых острых — дефицит финансирования отрасли. Предпринимаются ли какие-то меры по решению данного вопроса?

Валерий Козлов: Реальный сектор научных исследований в течение последних нескольких лет не получает, на мой взгляд, государственной поддержки на должном уровне. Учитывая это, несколько лет назад мы предприняли собственные шаги для улучшения ситуации.
Еще в 2002 году на заседании Президиума Госсовета, Совета безопасности и президентского совета по науке были приняты «Основы научной политики» до 2010 года, которые определили важнейшие направления развития науки и технологий, цели, задачи и пути их реализации, а также систему мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. В частности, был утвержден и реализован план ежегодного увеличения бюджетного финансирования фундаментальных исследований. Также в течение трех лет — с 2005 по 2008 гг. — осуществлялось поэтапное повышение заработной платы научных сотрудников.
Подобный документ будет принят и на следующее десятилетие — до 2020 года.

А. Борисов: В последнее время государство подчеркивает важность модернизации отрасли науки и высшего образования. Какие наиболее заметные проекты реализуются в настоящее время?

В. Козлов: В последние годы государственная поддержка в основном направлена на научные исследования в высших учебных заведениях. Приоритетным направлением является развитие федеральных университетов — учреждений, обладающих особыми правами и в сфере образовательно-инновационной, и в финансово-хозяйственной деятельности.
Когда идея о создании подобных структур только начала продвигаться, многих охватила эйфория — вот сейчас мы укрупним университеты, направим туда необходимые денежные средства и в результате через пять лет получим университеты мирового уровня, занимающие лидирующие позиции в авторитетных рейтингах наряду Оксфордом и Кэмбриджем. Время прошло, а результатов нет… Почему? Да потому, что пять лет — слишком малый срок. И одними деньгами вопрос не решить… Можно, грубо говоря, озолотить профессоров, но, если у них нет внутреннего побуждения, стимула заниматься научной работой, дело с места не сдвинется.

А. Борисов: Что же может изменить ситуацию?

В. Козлов: Одна из действенных мер — разумное распределение средств. Стимулировать, оказывая достойную материально-техническую и финансовую поддержку, нужно те вузы и институты, где работают люди, занимающиеся преподавательской деятельностью и наукой. При этом ученые должны иметь не просто внутреннее побуждение заниматься научной работой, а необходимую квалификацию, чтобы делать это качественно.
Например, мне приятно отметить, что в Удмуртском государственном университете, в частности, в Институте компьютерных исследований (ИКИ) активно работает группа ученых, имеющих мировую известность. Сюда охотно идут работать молодые специалисты, защищаются докторские и кандидатские диссертации, проводятся международные конференции самого высокого уровня… Благодаря этому УдГУ занимает ведущее положение на карте научных исследований России. Элементом признания стало получение ИКИ многомиллионного гранта Правительства РФ.

А. Борисов: В продолжение темы о создании федеральных университетов… Развитие данных структур связано с оптимизацией региональных вузов — присоединением их к более крупным… Какова цель данного процесса?

В. Козлов: Оптимизация структуры науки и высшего образования зачастую воспринимается как сугубо административное сокращение перечня государственных вузов и НИИ, а их интеграция — как формальное слияние учреждений исключительно ради экономии средств. Между тем суть данного процесса состоит не в смене вывесок и объединении менеджмента, а в формировании устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью, прежде всего — на основе проектного финансирования, управления, стимулирования и взаимодействия.

А. Борисов: Однако наряду с этим закон подразумевает также создание национальных исследовательских университетов. Какой вуз имеет право претендовать на получение данного статуса?

В. Козлов: Получить такое право смогут только те университеты, чьи программы выиграют в специальном открытом конкурсе. Также будет учитываться и то, насколько эффективно вуз реализует программы высшего и послевузовского профобразования и проводит прикладные научные исследования.
Национальные исследовательские университеты, как и федеральные, получат право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты. Им выделяется дополнительное финансирование на развитие,
в частности, экспериментальной и исследовательской базы. Подобный статус вузу сроком на 10 лет присваивает правительство.

А. Борисов: Программа по созданию национальных исследовательских университетов действует с 2009 по 2013 гг. Как сложится судьба этих учреждений по прошествии данного периода времени?

В. Козлов: Пока на этот вопрос нет точного ответа. Будет ли поддержка оказываться лишь в течение пяти лет, а потом все закончится? Или же это последовательная, целенаправленная политика правительства, в частности, Министерства образования и науки РФ, по поддержке наиболее сильных и перспективных университетов? Если так, то тогда, конечно, надо продолжать эту работу и, может быть, в число исследовательских университетов включить еще и новые вузы. Это особенно важно для региональных высших учебных заведений.

А. Борисов: Валерий Васильевич, на Ваш взгляд, есть ли у УдГУ перспективы стать самостоятельным исследовательским университетом?

В. Козлов: В классическом университете должны быть одинаково развиты все дисциплины — точные науки, гуманитарные, а также связанные с региональными аспектами исследований.
В УдГУ достаточно сильны направления по математическому моделированию, теории динамических систем, механике и так далее. Здесь вуз является одним из лидеров не только в России, но и, собственно, в мире. Лидирующие позиции занимает УдГУ и по ряду гуманитарных направлений, некоторые из которых являются уникальными, в том числе и в контексте региональной специфики. Думаю, что, в основной своей массе, профессорско-преподавательский состав вуза отвечает современным требованиям и мог бы успешно работать в условиях исследовательского университета. Сказанное, конечно, не исключает необходимости постоянной работы над сохранением высокого качества подготовки студентов, повышением квалификации преподавательского состава, активизацией научной деятельности, укреплением материальной базы. К сожалению, всего этого недостаточно для того, чтобы закрепиться в группе элитных вузов.
Нужна грамотная стратегия развития университета, взвешенная кадровая политика, продуманная расстановка приоритетов, смелость и настойчивость в позицировании своих возможностей и отстаивании интересов на разных уровнях. Вот в этом, последнем, компоненте, к сожалению, УдГУ уступает многим своим конкурентам.

А. Борисов: Валерий Васильевич, говоря о перспективах, какие, по Вашему мнению, направления деятельности стоит развивать в УдГУ?

В. Козлов: В университете должны органично развиваться и гуманитарные, и естественные, и инженерно-технические специальности. В том числе — подготовка технических и научных кадров для ТЭК.

А. Борисов: Первый шаг в данном направлении в УдГУ уже сделан — этой осенью открылся новый корпус Института нефти и газа им. Гуцериева, где помимо учебной работы будут вестись научные исследования…

В. Козлов: Это очень важно. За любым направлением вузовской деятельности, в том числе и связанным с добычей энергетических ресурсов, должна стоять наука, в том числе фундаментальная. Именно она лежит в основе любого реализуемого на практике проекта. Например, прежде чем было запущено месторождение и открыты трубы, по которым потекли нефть и газ, ученые на основе теоретических разработок предсказали возможность наличия месторождений, геологи обследовали огромные территории…

А. Борисов: Замечу, что ИКИ занимается публикацией специализированной литературы по нефтяным направлениям, в том числе при поддержке «Роснефти». И в качестве совместного проекта ИКИ с Академией наук планируется провести профильную конференцию…

В. Козлов: Это очень хорошая идея. Нет смысла делить науку на академическую и вузовскую. Лучше объединять наши возможности. Это основная задача на сегодняшний день.
Добавлю, что конференция будет организована при участии ведущих нефтяных компаний, представителей власти. Имеющиеся проблемы нельзя решить только силами ученых. Должны быть объединены усилия и руководства страны, и бизнеса, и, конечно же, науки.

О кадровой политике

А. Борисов: Валерий Васильевич, в настоящее время одной из актуальных задач для большинства вузов страны является усиление кадрового потенциала, в том числе — воспитание нового поколения ученых и преподавателей…

В. Козлов: Действительно, сегодня все чаще говорят о том, что молодым специалистам необходимо дать возможность развиваться, следить за тем, чтобы в число ученых, руководителей входили новые подготовленные специалисты, знающие свое дело, хорошо ориентирующиеся в современной обстановке, — это насущная необходимость. Судите сами: преподавательский, руководящий корпус многих вузов, в том числе и Академии наук, за последнее время заметно «постарел». Многим сотрудникам — за 70 лет.
Никто, конечно, не говорит о дискриминации по возрасту (подобные действия запрещены законодательством России). Более того, представители старшего поколения являются носителями ценного опыта и знаний, столь необходимых отечественной науке сегодня. Думаю, одним из решений проблемы может стать обеспечение преемственности поколений ученых и преподавателей, повышение их профессионального уровня. При этом работа по формированию кадровой политики в вузе должна вестись под грамотным руководством ректора.

А. Борисов: Какие еще требования предъявляются в настоящее время к современному руководителю вуза? Кто он  — управленец, ученый, администратор, движущая сила?

В. Козлов: Руководитель любого высшего учебного заведения (будь то университет или институт) должен быть и преподавателем высокой квалификации, и ученым с именем, за плечами которого есть конкретные результаты, достижения, известность и уважение в научном мире, и топ-менеджером, обладающим навыками организационной работы. Лишь этот сплав — опыта и профессионализма, а также энтузиазма, глубокого понимания поставленных задач — и может дать результат.

А. Борисов: В чем, на Ваш взгляд, выражается профессионализм ректора?

В. Козлов: Возглавлять научные и преподавательские коллективы должны профессионалы, а профессионализм измеряется, в том числе, наличием серьезных, глубоких публикаций в ведущих отечественных и зарубежных изданиях, монографиях. Из этого складывается репутация вузовского управленца. Профессоры, конечно, должны хорошо читать лекции. Но прежде всего они обязаны быть хорошими учеными. В полной мере это относится и к ректору, и ко всему ректорату вцелом.
При этом прямая обязанность ректора — создавать благоприятные условия не только для преподавательской работы, но и для активной научной деятельности в стенах вуза (в том числе для работы над диссертациями, научными трудами). Необходимо поощрять и поддерживать ученых в их научных изысканиях. Но о какой серьезной научной работе может идти речь, если во многих вузах преподавательская нагрузка составляет 700–750 и даже 800 часов…

В сентябре текущего года на заседании Правительства РФ обсудили проект федерального бюджета на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. Согласно документу на укрепление и развитие науки и техники в следующем году будет направлено 323 млрд рублей, на космос и телекоммуникации — 161 млрд (в том числе на развитие и использование системы ГЛОНАСС — 20,5 млрд), на стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение — почти 40 млрд, на перспективные разработки в сфере атомной энергетики — 17 млрд рублей.

Документ предусматривает, что Российскому фонду фундаментальных исследований будет выделено 6 млрд рублей, а Российскому гуманитарному научному фонду — 1 млрд рублей. Таким образом, финансирование РФФИ и РГНФ планируется сохранить на нынешнем уровне на период до 2014 г., т. е. пустить под инфляционное сокращение. Впрочем, пока это только проект бюджета, а не закон о бюджете. Не исключено, что в документ могут быть внесены изменения.

Алексей Борисов

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий:

CAPTCHA image

Статьи из рубрики: Прямая речь

Вопрос жизни и смерти

Жорес Алферов, академик РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Сегодня у нас нет более важной задачи, чем развитие науки и образования. Это, на самом деле, вопрос жизни и смерти для нашей страны. Об этом на Конгрессе российского образовательного сообщества, состоявшемся в Москве 17 сентября текущего года, рассказал Жорес Алферов, академик РАН, вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Елена Огородникова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 1 Подробнее

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть вторая: проблема платной формы обучения

Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске публикацию статьи профессора В. С. Анищенко. Это взгляд на проблемы высшей школы заслуженного деятеля науки РФ, одного из ведущих ученых России, признанного и за рубежом. Редакция газеты во многом согласна с мнением ученого по поднятым темам. Однако нельзя не задаться вопросом: возможно ли изменить устоявшуюся научно-образовательную систему или процессы, описанные в статье, необратимы? Это покажет время.

Академик РАЕН, профессор,
д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть первая: проблема научно-педагогических кадров

Профессор Вадим Семенович Анищенко

Удмуртский государственный университет посетил академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н., Вадим Семенович Анищенко — один из ведущих в России и широко известный за ее пределами специалист в области нелинейной динамики. В. С. Анищенко — автор более 350 научных работ, среди которых 20 научных монографий и учебников.

Академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Алексея Болсинова

Алексей Болсинов

Своим надеждами и опасениями, связанными с нововведениями в российской грантовой политике, с НО поделился профессор Университета Лафборо (Англия) Алексей Болсинов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Владимира Богачева

Владимир Богачев

О реальных источниках доходов российских ученых-математиков, эффективности программы мегагрантов и возможных вариантах государственной поддержки российской науки своим мнением с НО поделился профессор механико-математического факультета МГУ, член совета по науке при Минобрнауки Владимир Богачев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение второе. Япония

Михаил Свинин

Михаил Свинин, профессор робототехники университета Кюсю, переехал в Японию из Иркутска в 1995 году. Жить и работать в Стране восходящего солнца ему нравится. С удовольствием получил бы и японское гражданство, только не готов отказаться от российского, как того требуют законы. О некоторых особенностях научного, образовательного и социального аспектов современной жизни японцев читайте в интервью с Михаилом.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение первое. Англия

Профессор А. В. Болсинов

Профессор Алексей Болсинов — ведущий научный сотрудник сектора Неголономной механики лаборатории «Нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения» УдГУ. С 2006 года работает в Англии. Мечтает ли навсегда забыть о жизни на две страны и осесть на родине? Вряд ли. Что держит его за границей, он рассказал в интервью нашей газете.

Иван Мамаев

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение третье. Турция

Октай Пашаев

12–15 февраля 2014 года в Удмуртском государственном университете прошла Международная конференция Regular and chaotic hydrodynamics. Theory and applications. Среди приглашенных гостей был профессор математики Турецкого технологического института Измира, а в прошлом научный сотрудник ОИЯИ в Дубне Октай Пашаев. Турецкая земля с большим радушием приняла нашего соотечественника. Турецкие власти создают необходимые условия для процветания фундаментальной науки, быть педагогом в Турции престижно, индекс Хирша знать необязательно. Об этом и многом другом в интервью «Научному обозрению» рассказал Октай Пашаев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение четвертое. Бельгия

Степан Ломаев

Степан Ломаев — молодой кандидат физико-математических наук, член клуба молодых ученых и инноваторов Удмуртской Республики «УМНИК», писатель, чьи произведения вошли в лонг-лист премии «Дебют» в 2008, 2009 гг., ныне сотрудник Католического университета г. Левена (Бельгия). Степан рассказал «НО» о жизни молодого ученого в Бельгии, своем отношении к современному состоянию науки в России и Европе.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Наука должна быть активной

Вице-президент РАН, академик Валерий Козлов

Науку двигают учёные с активной жизненной позицией, яркие и неординарные личности. Инертность же губит ее. Такова позиция вице-президента Российской академии наук Валерия Козлова.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Непосторонний взгляд со стороны

Профессор А. В. Болсинов

Алексей Викторович Болсинов — ученый с большой буквы, с недавнего времени —главный научный сотрудник сектора неголономной механики лаборатории нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения УдГУ. Окончив около 30 лет назад мехмат МГУ, он остался работать в родном вузе. Думал — навсегда: тысячи людей мечтают осесть в самом престижном университете страны. Однако вот уже шесть лет Алексей Викторович является сотрудником университета «Лафборо» в Англии и все реже бывает в университете на Воробьёвых горах. Алексей Викторович поведал «Научному обозрению» свой субъективный взгляд на реалии жизни столичных ученых.

А. В. Болсинов, д. ф.-м. н., профессор

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

О наболевшем. Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о проблемах, накопившихся в образовании

Ректор МГУ Виктор Садовничий

Накануне 60-летия ИжГТУ Ижевск посетил Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Пообщаться с гостем преподаватели вуза собрались в огромной аудитории, но места всё равно оказалось недостаточно: столько пришло желающих с ним пообщаться. Несмотря на официальный повод, встреча была дружеской. Виктор Антонович охотно рассказывал о своем вузе и отвечал на вопросы собравшихся. На этой встрече побывали и мы. О наиболее интересных, на наш взгляд, моментах читайте прямо сейчас.

Гузель Муллахметова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Объективный взгляд

Р. Г. Стронгин

Президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин в интервью «Научному обозрению» рассказал, каким должен быть идеальный ректор, почему зарплата учёных должна быть «неприлично» большой и что нужно сделать, чтобы вузы начали взаимодействовать.

Алексей Казаков

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Открытое письмо украинским коллегам

Д. ф.-м. н., проф. Н. Н. Непейвода

Открытое письмо главного научного сотрудника Института программных систем РАН Николая Николаевича Непейводы в ответ на угрожающие письма от научного сообщества Украины.

Главный научный сотрудник Института программных систем РАН
г. Переславль-Залесский
Н. Н. Непейвода

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Проректор МИФИ Николай Кудряшов: «Ректором может быть только профессионал, имеющий вес в научной жизни»

Николай Кудряшов

Сфера науки и образования не терпит непрофессионализма. Сегодня, когда отрасль встала на путь инновационного развития, ей необходимы кадры, способные поддержать происходящие процессы, вывести их на более высокую ступень. Своими мыслями о том, какие факторы оказывают существенное влияние на ситуацию в отдельно взятом вузе и в отрасли в целом, поделился председатель совета по аттестации и подготовке научно-педагогических работников, проректор Московского инженерно-физического института (МИФИ), д.ф.-м.н., профессор Николай Кудряшов.

Александра Аракчеева

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее