№ 1(11) / март

Гайд парк

Образование в пересчете на квадратные метры

Причины низкой эффективности и плохого качества
чаще всего заложены в системе, а не в работниках.
Эдвард Деминг

Когда только зашла речь об оценке эффективности вузов, вряд ли кто-то себе представлял, во что это может вылиться. Необходимость в принятии мер по реорганизации витала в воздухе — российские вузы давно не в числе лучших по миру, качество образования неуклонно ухудшается. Другое дело, каким образом определили неэффективность вузов: вместо знаний интересовали квадратные метры, количество выпустившихся иностранцев, уровень дохода учебного заведения. В Министерстве образования попытки прояснить ситуацию пресекали на корню, словно получили «заказ», и пересматривать результаты даже не было смысла: что уж получилось. Прежде не вмешивающиеся в дела министерские и безропотно следовавшие указам свыше преподаватели уже готовы на крайние меры. Студенты РГТЭУ в декабре прошлого года объявили забастовку: около 400 человек одну из ночей провели в здании вуза в Москве. Подписи под петициями в адрес министерства исчисляются тысячами. Возмущения до сих пор не только не утихают, но с каждым днем приобретают все более острый характер.

Справка

«Ноябрьская революция»

Меньше месяца понадобилось Министерству образования, чтобы решить судьбу вузов. Напомним, как развивались события вокруг мониторинга эффективности вузов.

1 ноября 2012 года на сайте Минобразования появился список: 136 вузов и 450 филиалов из государственного сектора российского высшего образования были отнесены к неэффективным.

С 7 по 14 ноября 82 рабочие группы межведомственной комиссии обсуждали дальнейшую судьбу этих вузов.

20 ноября на сайте Минобразования появились новые списки. Вузы с «признаками неэффективности» разделили на группы. Первая группа — оправданные. У них признаки неэффективности — следствие их специфики. В эту группу попали творческие вузы, транспортные, институты физкультуры. Им «разрешили» быть. Вернулись в ряды эффективных Московский архитектурный институт, Литинститут им. Горького, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения и Институт культуры и искусств, Ростовская консерватория им. Рахманинова.

Вторая группа — неэффективные, но нужные. Для них придумали оптимизацию.

Третья группа, где бóльшая часть — пединституты, — «расстрельная». Для них решение — реорганизация.

Четвертый, незапланированный, список — те, чью судьбу не смогли определить в рабочих группах (их 110).

На сайте Инициативной группы Ассоциации преподавателей высшей школы «Свободный университет» (freeuni.ru) появилось «Открытое письмо несуществующему сообществу преподавателей». Подписавшие констатируют вопиющую некомпетентность министра. Преподаватели рассказывают о своих зарплатах, они куда ниже, чем те 20–30 тыс., которые министр назвал позором. (Чьим?) Сбор подписей под письмом идет на Полит.ру. Их сотни.

На сайте change.org появилась петиция к Министерству образования и науки с требованием сделать публичными процедуры оценки эффективности государственных вузов. К 22 ноября ее подписали 3 000 человек.

Ответом на данные обращения можно считать открытое голосование Межведомственной комиссии по судьбе вузов, получивших «черную метку».

22 ноября министерство устроило публичное голосование по вузам из 4-й группы, число которых сократилось до 70. 34 члена межведомственной комиссии решали судьбу каждого вуза открытым голосованием. «Мы уже все обсудили, надо голосовать. Голос председателя решающий», — пояснил министр Ливанов, который и был председателем.

К вечеру всех распределили по группам.

 

Без комментариев

Несмотря на актуальность темы для каждого из россиян, удивительно, но больше всего переживают за происходящее и изо всех сил борются за высшее образование лишь сотрудники вузов. Нет, не потому, что боятся остаться без работы — пожалуй, в списке причин эта будет последней, — они чувствуют ответственность за будущее страны, где принципы мониторинга вузов приравняли к принципам игры на выбывание.

Сразу после объявления результатов педагоги со всей страны начали писать петиции, собирать подписи под обращениями к властным структурам, в ответ — тишина. Ничего не оставалось, как выступить открыто — через СМИ. Активно поддержала преподавателей «Новая газета». На сайте издания опубликовано письмо Людмилы Петровны Филатовой, проректора по учебно-методической работе Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, с которым она обратилась к первому заместителю Комитета Госдумы по образованию Олегу Смолину: «Я обращаюсь к Вам с письмом, в котором не содержится личных просьб о помощи и защите. Просто хочу поделиться с Вами тем, что происходит в связи объявлением Министерством образования и науки РФ результатов мониторинга деятельности вузов». Она подробно и аргументировано объясняет, почему для ее вуза непоказательны критерии, по которым проверяли эффективность вуза, и противопоставляет цифры и факты, которыми гордится: «Наш вуз как высшее учебное заведение существует с 1952 года. За 60 лет высшее образование в нем получили более 50 тысяч человек. Ежегодно мы выпускаем около 1 000 специалистов, которые становятся педагогами образовательных учреждений, социальными работниками, служащими, работниками культуры. В трудные времена мы не кинулись, как другие вузы, „на скорую руку“ готовить юристов и экономистов. Мы по-прежнему готовим учителей. Кроме нас, в области уже никто, например, не готовит учителей химии! Да, с точки зрения министерства мы неэффективны. Мы просто добросовестно учим своих студентов. Развиваем любознательность, приучаем к самостоятельному мышлению, бывает, отчисляем нерадивых…».

Не покидает ощущение, что просит Людмила Петровна, стоя на коленях. Будто в нашей стране ввели рабовладельческий строй, и только так, а не иначе можно выпросить само собой разумеющееся.

Обращение главного научного сотрудника МГОУ профессора Кима Исаевича Таксира — крик души. Он пишет: «Почему Министерство образования и науки РФ расправляется главным образом с крупнейшими вузами (ВЗФЭИ, МГОУ, МГТЭУ)?.. Если не остановить немедленно этот дикий процесс якобы реформирования, то будут уничтожены основы высшего образования, его сущность, многолетние традиции. Реформирование образования надо осуществлять не такими методами. Под видом реформирования в стране происходит практически уничтожение высшего образования, вузов, представляющих гордость нашей страны. Закрываются вузы, специфика, особенности, культура, лицо которых сформировались за многие годы».

«Реформа гуманитарного образования, которую проводит Министерство образования, удручающая, — комментирует Виктор Маркович Живов, заместитель директора Института русского языка им. В. В.  Виноградова РАН. — Удручающая, прежде всего, по полному пренебрежению к гуманитарным ценностям. Они не понимают, что это такое, не понимают, что без гуманитарного образования, и прежде всего филологического, получат „немой“ народ. Народ, который не умеет выражать свои мысли, не умеет говорить и, в общем, не умеет думать. Это плохо совместимо с заявленными целями модернизации страны».

Член-корреспондент Российской академии образования Александр Михайлович Абрамов в интервью «Новой газете» оценил происходящее, не стесняясь в выражениях: «Сегодня министерство определяет неэффективность вузов по совершенно идиотским критериям и только усугубляет ситуацию. Вывод из этого один: само ведомство непрофессионально. У него сплошные провалы. Система принятия решений должна быть изменена, для этого необходимо срочно реорганизовать министерство».

И еще одно мнение о происходящем. Вадим Сергеевич Аванесов, профессор, главный редактор журнала «Педагогические измерения», сравнил политику министерства с действиями недальновидного капитана: «В фильме „Гибель Титаника“ капитан корабля упрямо отвергал все предложения специалистов о необходимости корректировки курса и скорости движения судна. Итог известен. Примерно с таким же упорством Минобрнауки уже много лет не слышит критики в свой адрес». Пожалуй, точнее и не скажешь.

Приказали долго жить

«Мужественно» реагируют чиновники на вспыхивающие протесты, столь непривычные для российского образования, и делают вид, что ничего не происходит. Так, министр Дмитрий Ливанов вскоре после мониторинга поделился с общественностью планами по дальнейшему сокращению: по его мнению, как минимум пятая часть вузов и треть филиалов — лишние. Провести «чистку» планируется в ближайшие три года, о методах министр не сообщил.

Поддерживает реорганизации и премьер-министр России Дмитрий Медведев. Правда, в своих высказываниях он более корректен: «Реорганизация неэффективных вузов необходима, но она должна проводиться без нарушения прав студентов и преподавателей. Предполагающаяся реорганизация — это способ концентрации университетских сил, способ создания более сильных учебных заведений. Я не знаю, какое количество университетов в конечном счете нам необходимо. Могу лишь сказать, что сейчас у нас университетов приблизительно в два раза больше, чем было в Советском Союзе, который был в два раза больше по населению, чем Российская Федерация».

По словам Медведева, первым и главным критерием состоятельности вуза является востребованность его выпускников, «их оценка рынком, их оценка научным сообществом, их оценка университетским миром». Собственно, то, что в мониторинге не давало преимуществ перед теми вузами, которые могли похвастаться большими учебными площадями и количеством иностранных студентов.

«Я не верю в эффективность объединения вузов и образования больших образовательных холдингов, — прокомментировал планы Министерства образования Сергей Юрьевич Неклюдов, основатель и научный руководитель Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора РГГУ. — Все известные мне примеры — отрицательные. Никакая реформа не будет во благо, если университетам не вернуть самостоятельность, самоуправляемость. Остро необходима дебюрократизация процесса управления — сегодня педагоги просто задавлены валом бессмысленных бумаг. У вузовского преподавателя унизительно низкие зарплаты и дичайшие нагрузки (ставка — 800 часов), такого нет нигде в мире! Фактически человек бегает по разным учреждениям, чтобы заработать на жизнь. Что он может дать в науке? Это цинизм: сначала не метафорически, а буквально сделать зарплату университетского преподавателя ниже ставки дворника, а потом говорить: „Нет, он что-то некачественно работает!“ Мы переживаем сейчас очень важный, поворотный момент. Страна перестала гордиться своей культурой… Все это очень тревожно».

Сотрудники вузов очень долго демонстрировали обычную российскую терпеливость и умение подстраиваться к изменяющимся обстоятельствам, как бы плохи они ни были. Но и их терпению пришел конец. Скорее всего, история с мониторингом еще не достигла своего апогея, и что будет дальше — остается только догадываться.

Цитата

«Парадоксально, но российское высшее образование можно оценить как эффективное и неэффективное одновременно. Если оценивать большинство вузов и филиалов по финансовым критериям, то они оказываются эффективными хотя бы потому, что смогли выжить даже в длительный период удушающего государственного недофинансирования. Они продолжают выживать и сейчас — без заметной поддержки государства. Но качество образования в большинстве из них деградирует, а потому нуждается в радикальном улучшении. Во многих, если не во всех, российских вузах, есть очень большие проблемы с обеспечением качества образования, но этот главный вопрос в министерском мониторинге обошли стороной». (Из статьи главного редактора журнала «Педагогические измерения» профессора Вадима Сергеевича Аванесова «Ноу-хау в оценках качества российских вузов: вместо знаний — квадратные метры».)

НО
По материалам сайтов www.novayagazeta.ru, izvestia.ru, ria.ru

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий:

CAPTCHA image

Статьи из рубрики: Гайд парк

Зарплаты ректоров сравнялись с президентскими

putin

Глава российского правительства Владимир Путин призвал изменить систему оплаты труда в высших учебных заведениях и сократить колоссальный разрыв между зарплатами ректоров и профессорско-преподавательского состава. Об этом премьер-министр заявил на совещании актива Российского союза ректоров в начале учебного года.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Мегагрант в России (2013-2014): почему невозможна фундаментальная наука в современной России?

money

Более 160 приглашенных ученых из 19 стран мира, три нобелевских лауреата и лауреат Филдсовской премии, новые высокотехнологичные лаборатории с заоблачным финансированием — всё это результаты конкурса научных «мегагрантов». Восторженные крики, эмоции на пределе, ощущение победы, гордости, вера в светлое будущее, что вот теперь точно Российская наука пойдет на взлет!… Иллюзия..? Мираж? Каковы же реалии? Почему в современной России невозможна фундаментальная наука? С редакцией «НО» поделились «криком души» руководители-исполнители одного «мегагранта», столкнувшиеся с ужасами научной работы в российских ВУЗах.

Ольга Белозерская, Евгений Данилян*’**
*авторы пишут под псевдонимом
**по этическим соображениям редакция не может опубликовать реальные имена авторов

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 14 Подробнее

Нужен ли русский язык российской науке?

Ризниченко Галина Юрьевна

Так ли велик и могуч русский язык, как о нем писал классик Иван Тургенев? Намеренное коверкание слов, засилье иностранных терминов, к сожалению, сейчас все реже вызывают негодование у соотечественников. Между тем родной язык — основа науки, считает профессор биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. И аргументирует: жизнь любого нашего талантливого ученого начиналась с изучения языка, книги, переведенные на русский, становились для них кладезем ценной информации. При этом добавляет: в разумном количестве, без фанатизма, в образовательном процессе необходимо присутствие английского языка. О балансе языков — в статье Галины Юрьевны Ризниченко.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 13 Подробнее

Объективен ли мировой рейтинг вузов?

Известный британский журнал «Times Higher Education» совместно с агентством «Thomson Reuters» составил мировой рейтинг вузов (World Reputation Rankings). Кто лидирует в списке? Почему ни один российский вуз не попал в популярный рейтинг? Как оценивают ситуацию в образовательных кругах? И изменится ли наше положение в рейтинге? Об этом и о многом другом в нашей дискуссионной рубрике «Гайд Парк».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 2 Подробнее

Погоня за оленями1

hirch

Весь последний год научную общественность без конца лихорадит от деятельности Минобрнауки, сомнительно нацеленной на краткосрочную реанимацию отечественной науки. Новая идея-фикс на пути к заветной цели — срочно укрепить позиции российской научной периодики в рейтингах международных баз научной информации Scopus и Web of Science. Вдохновленная новым «трендом», российская научная общественность с головой окуналась в новые игры по повышению своих наукометрических показателей.

А. В. Борисов, д. ф.-м. н., профессор

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 17 Подробнее

Политика расчетов

Рис. 1. Фрагмент поиска по WoS (полной «глубины») публикаций Леонида Вениаминовича Келдыша (поиск проведен 20.03.2013 в Институте им. Макса Планка, Германия). Публикации отсортированы по числу ссылок на данную публикацию (начиная от максимального). На 2-м и 4-м местах (по числу ссылок на эту статью) расположены английская (на втором месте: 1 527 ссылок) и русская (на четвертом месте: 716 ссылок) версии одной и той же статьи, опубликованной в «Журнале экспериментальной и теоретической физики». Число ссылок на русскую версию статьи составляет примерно половину числа ссылок на ее английскую версию

Об особенностях представления российских публикаций в международных базах данных, используемых для оценки эффективности научной деятельности, читайте в материале наших экспертов Марии Сергеевны Аксентьевой и Елены Владимировны Захаровой.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Псевдожурналы, или как принимаются научные статьи и деньги за их публикацию

journal2

Ученые, получившие изначально приглашение на конференцию «Энтология-2013», в полном замешательстве. Они полагали, что им предстоит выступить перед ведущими членами профессиональной ассоциации, занимающейся изучением насекомых. Однако вместо престижной научной конференции они попали на конференцию со схожим, но все же иным названием — «Энтомология 2013».

Автор: Джина Колата
Опубликовано 7 апреля 2013 г. в The New York Times
Перевод: Вилиуллин Р. Р.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Ставка на содержание?

Опубликованная в сентябре в газете «Ведомости» статья «Ставка на новое содержание» за подписью ректора Московской школы управления «Сколково» Андрея Волкова и министра образования и науки России Дмитрия Ливанова среди ученого сообщества вызвала, как минимум, недоумение. Редакция «Научного обозрения» тоже крайне удивлена ее содержанием. Свою точку зрения на изложенные постулаты мы публикуем на страницах нашей дискуссионной рубрики и, забегая вперед, надеемся, что статья в «Ведомостях» не более чем недоразумение и вслед за ней последуют конкретные предложения.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Фонд сомнительных надежд

delo

19 марта на сайте Российского фонда фундаментальных исследований появились результаты заявок на поддержку инициативных проектов. Алексей Викторович Болсинов, профессор Университета Лафборо (Англия), и Алексей Владимирович Борисов, директор Института компьютерных исследований (Ижевск, Россия), встретились, чтобы обсудить деятельность фонда, последние проекты Минобрнауки и поделиться мнениями с «Научным обозрением».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 5 Подробнее