№ 1(11) / март

Минобрнауки

Дураки и дороги

Что сулят вузам «дорожные карты»

13 февраля 2013 года у здания Минобрнауки в Москве состоялась акция под названием «Похороны образования». Поводом к ней послужили реформаторские инициативы нового руководства министерства во главе с Дмитрием Ливановым. Еще одной «бомбой» для университетского сообщества стала опубликованная министерством «дорожная карта» развития системы образования до 2018 года. Из документа следует, что число вузовских работников уже в ближайшее время существенно сократится, а нагрузка на оставшихся увеличится.

И вас оптимизируют

«Дорожная карта» — обширный (120 страниц!) план мероприятий в образовательной сфере, рассчитанный до 2018 года, официально именуемый «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Касается он всех уровней образования — от дошкольного до высшего. На последнем остановимся подробнее.

Анализ данных таблицы «Основные количественные характеристики системы высшего образования» позволяет судить о том, что количество преподавателей вузов существенно сократится. Согласно планам министерства, численность обучающихся по программам высшего образования в 2013 году составит 6 млн 314 тыс. человек, а в 2018-м — 5 млн 145 тыс. чел. Приведенный контингент при этом сократится с 2 842 до 2 149 тыс. человек, а число студентов в расчете на 1 преподавателя вырастет с 9,4 до 12 человек соответственно. Подсчет, исходя из последних цифр, показывает, что в 2018-м понадобится лишь 179 083 вузовских преподавателя (для сравнения, в 2012 г. — 318 510 преподавателей), более 40 % их первоначального числа окажутся не у дел, а нагрузка на оставшихся увеличится почти на треть. Взамен преподавателям, в соответствии с предвыборными поручениями Владимира Путина, обещано повышение зарплат — со 110 % от средней по региону в 2013 г. до 200 % в 2018 году. Впрочем, памятуя, что в расчет заработной платы по вузам, как правило, входят и доходы руководства, это не сильно утешает.

Планируется и снижение числа неэффективных вузов и филиалов. Первый же мониторинг признаков неэффективности уже успел вызвать бурную реакцию. По планам же министерства, в 2018 году неэффективных вузов не должно остаться совсем. Правда, пути достижения этой благой цели (как, впрочем, и остальных) в дорожной карте никак не прописаны, и не вполне ясно, ждать ли здесь перемен по существу или же новых «бюрократических чудес».

Численность преподавателей вузов*

* На основании данных, приведенных в плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» («Дорожная карта» Минобрнауки).

* На основании данных, приведенных в плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» («Дорожная карта» Минобрнауки).

 

А куда, собственно, идем?

Пока министерство не спешит с комментариями относительно путей реализации «дорожной карты», информационный вакуум, как полагается, заполняется домыслами и научное сообщество мало-помалу начинает бурлить.

Кирилл Константинович Мартынов, преподаватель Академии народного хозяйства, отмечает: «Есть подозрение, что многих работников вузов просто выставят за дверь — как раз за счет реструктуризации, оптимизации и т.  д.» При этом умные, амбициозные и просто не вписывающиеся в «систему» предпочтут трудоустройство в более престижных местах, оставшиеся же, в силу демотивации и ограниченной профпригодности, обеспечить должное качество образования уже не смогут. Следствием может стать коллапс многих региональных вузов. Евгений Евгеньевич Куликов, старший научный сотрудник Института Микробиологии им. С. Н.  Виноградского РАН, предположил, что речь идет о системном поглощении крупными вузами более мелких: «Происходит монополизация всего сколько-нибудь дельного, подчинение нужным людям из Москвы МГУ». Итогом реализации «дорожной карты» в таком случае станет «возможность существования вузов только в областных и краевых центрах». Есть риск оказаться в ситуации, когда качественное высшее образование сосредоточится, как в первой половине XIX в., в десятке крупных городов, остальная же Россия окажется в положении щедринского Глупова. При этом подлинные «шарашкины конторы» за счет своей изначальной коррупционности благополучно останутся на плаву.

Другие комментаторы полагают, что процесс реформ будет все же не таким травматичным. Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ, предполагает, что будет осуществлен переход на новые образовательные технологии с использованием дистанционных форм обучения, не связанных с аудиторной работой. По ее словам, «современный преподаватель должен быть не пересказчиком учебников, а высококомпетентным человеком, который готов обучать специалистов высокого уровня, владеющих всеми достижениями. Не дело бегать по десяти вузам почасовиком и читать одну и ту же лекцию». При таком раскладе рост числа студентов на одного преподавателя при новых формах обучения никак не скажется ни на качестве, ни на так называемой «горловой» нагрузке.

Из ЖЖ Минобрнауки РФ

Из ЖЖ Минобрнауки РФ

Ломать — не строить

Оптимисты, впрочем, в явном меньшинстве. Большинство комментаторов сходятся во мнении, что российской вузовской системе вместо восстановления и улучшения уровня тех стандартов высшего образования, которые в свое время вывели нашу страну в число мировых лидеров в области науки и техники, предлагают провести революционные преобразования без четкого постадийного планирования и анализа возможных последствий. Есть серьезная опасность того, что в результате «санации» слабых вузов значительная их часть перейдет на подготовку только по программам бакалавриата и прикладного бакалавриата (по сути — среднего профессионального образования). Программы магистратуры и аспирантуры сохранятся лишь в немногих университетах.

На смену существующей системе, по замыслу авторов реформы, должны прийти университеты следующего поколения, «проблемноориентированные» или «инновационные», которые предположительно станут готовить людей, способных «мыслить за пределами существующих общепринятых представлений», «решать задачи, до сих пор не имевшие решения», действовать практично, доказывать свою эффективность реальными достижениями и результатами. Звучит это, безусловно, красиво, однако люди, совершившие научно-техническую революцию и нынешний скачок в общество информационных технологий, «выросли» именно в тех типах университетов, которые кажутся министру образования вчерашним днем и от которых вовсе не намерены отказываться ведущие страны. Подобно тому как «война — слишком серьезная вещь, чтобы доверять ее военным», образование так же слишком серьезно для того, чтобы доверить его реформирование узкопрофильному специалисту, даже если это экс-ректор МИСиС. Еще одной непродуманной и поспешной реформы наша измотанная и изрядно деморализованная высшая школа может просто не выдержать.

Я. И. Кузьминов

Я. И. Кузьминов

Тем  временем…

Я. И. Кузьминов: «Смысл реформы — вернуть преподавателя в средний класс»

Столкнувшись со столь однозначным неприятием своего детища со стороны научного сообщества, наконец сочли необходимым высказаться и сами идеологи реформы.

Аморальная бедность

По утверждению одного из главных разработчиков «карты», ректора ВШЭ Ярослава Ивановича Кузьминова, смысл реформы — вернуть преподавателя экономически в средний класс и восстановить интеллигенцию как социально активный общественный слой. Тем более что сам принцип «двойной средней оплаты труда» вполне соответствует опыту западных стран, где учителя получают примерно 110–120 % средней зарплаты по экономике, а преподаватели вузов — от 200 %, причем в странах, близких к России по доходу, — и все 500–600 % при условии востребованности на международном рынке труда.

Намеченные же кадровые сокращения, прежде всего, отражают, на взгляд Кузьминова, реальную демографическую ситуацию: численность молодежи в возрасте 18–25 лет сократится к 2018 году на 30 %, соответственно уменьшится и число студентов. Не видит он проблем и в увеличении соотношения студент–преподаватель с нынешних 9 до 12, указывая, что на Западе соотношение еще выше — 1 к 20–25. Только там в 2–3 раза меньше контактных часов и значительную часть занятий ведут аспиранты. По мнению аналитика, глубина сокращения вполне может оказаться существенно меньше, если вузы начнут развивать прикладные исследования, где и задействуют преподавателей.

Другие ректоры

Как отмечает Ярослав Иванович, в большинстве вузов образовательный процесс бюджетируется из трех основных источников: это государственный заказ на образование, плата за обучение и деньги, выделяемые на исследования. Обещанное повышение зарплаты преподавателям до удвоенной средней по регионам должно быть обеспечено как усилиями бюджета, так и усилиями самих вузов, которые будут вынуждены закрывать не пользующиеся спросом программы или больше зарабатывать. При этом, по мнению Кузьминова, придется заменить бóльшую часть самих ректоров: зарабатывать умеют далеко не все. А сводить баланс вузовских бюджетов в первую очередь путем сокращения расходов вместо изыскания доходов — путь, чреватый катастрофическими кадровыми последствиями. Вот только предлагаемая тропинка в виде «закрытия непопулярных программ» способна окончательно завести вузы в болото: ведь по сей день естественно-научные и инженерные дисциплины существенно уступают по популярности экономическим и юридическим, в то время как реальные потребности экономики строго обратны этому «народному рейтингу». Возможно, выходом здесь могла бы стать дифференциация государственной субсидии по отдельным специальностям в зависимости от ситуации на рынке труда.

Образовательные траектории

Еще один ресурс оптимизации высшего образования в рамках предлагаемой «дорожной карты» — расширение вариантов «образовательных траекторий» для обучающихся. Не секрет, что ажиотажный спрос на высшее образование связан во многом и с тем, что для современного россиянина наличие «корочки» стало своеобразным социальным императивом. По результатам опроса родителей, даже если после техникума ребенок зарабатывал бы больше, чем после вуза, две трети респондентов предпочтут отдать ребенка в вуз. В то же время явно нерационально тратить время и силы на тех, кто пришел лишь делать вид, что учится. Не стоит и совмещать в рамках одного учебного заведения общее образование с профессиональным — при этом профанируется и то и другое. Как выход из этого положения предлагается создание многофункциональных центров, позволяющих людям, заинтересованным в «корочке», в сокращенные сроки (не более 2–3 лет) получить квалификацию, востребованную рынком.

Любой ценой в топ

Огромная проблема российского высшего образования — то, что в России сегодня занимаются наукой меньше 20 % преподавателей. В США, Израиле, других развитых странах пропорция обратная: минимум 80 %. Даже в странах с менее развитой высшей школой — в Латинской Америке, Азии, в Арабском мире — показатели выше, чем у нас. В «дорожной карте» ставится задача продвинуть хотя бы несколько наших вузов в топ-100 в основных рейтингах. Понятно, что без кардинального изменения отношения к науке в вузах данная задача неразрешима. Как говорит Кузьминов, нагрузка в 600–800 часов в год должна охватывать не только аудиторные часы, но и проверку работ, и консультирование студентов, и подготовку к занятиям. В то же время нельзя отрицать, что российские студенты проводят в аудиториях вдвое больше времени, чем западные студенты, без особого эффекта для качества образования. Во многом, по мнению Кузьминова, это связано с необходимостью компенсировать краткость нашей общеобразовательной школы: общемировая практика, как правило, предусматривает 12–13-летнюю школу, у нас же — 11. Правда, в данном контексте становится еще более непонятной политика урезания школьных курсов по большинству фундаментальных предметов.

Хочется верить, что безусловно верные слова эксперта «Не надо заниматься реформами, которые будут перечеркивать привычные и удобные людям вещи, если они сами по себе не вредны» не останутся только лишь словами.

По материалам slon.ru

Сергей Морозов

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий:

CAPTCHA image

Статьи из рубрики: Минобрнауки

3 млн долларов* за рекомендации

Около месяца назад консультанты Nature Publishing Group (NPG), нанятые Минобрнауки РФ для оказания экстренной консультативной помощи ведущим научным изданиям РФ, вышли на связь с выбранными ими изданиями. По информации, полученной от господина Mark Ware, консультанта NPG, из более чем 150 заявок, поданных российскими издателями, для «революционизации» было отобрано три российских журнала: «Regular & Chaotic Dynamics», «Acta Naturae» и «Foresight Russia».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 2 Подробнее

«Журнальный проект». Продолжение

Strategic journal development plan

Несмотря на отсутствие всякой информации в прессе со стороны Минобрнауки и Сколково, наше издание информирует своих читателей, что «журнальный проект», анонсированный и запущенный Минобрнауки летом прошлого года, продолжает свою работу.
Напомним, что в результате отбора среди российской научной периодики издательством Nature Publishing Group (далее NPG) было отобрано три журнала, судьба которых должна была бы сильно измениться в лучшую сторону после аудита их деятельности консультационными структурами NPG.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 2 Подробнее

Грант на разбитое корыто

В 2010 году Правительство России запустило масштабную программу по привлечению ведущих ученых в российские вузы для создания в них лабораторий мирового уровня. По итогам первого конкурса отобрали 40 проектов, и на создание каждого государство выделило по 150 млн рублей. В конце прошлого года Министерство образования и науки подвело итоги работы грантов первой волны и отобрало те, чье финансирование будет продолжено. Всего в этом списке 24 (!) проекта. Кстати, данная цифра была определена заранее, еще не ознакомившись с отчетами лабораторий, чиновники знали, что отбросят 1/3 проектов. Чем руководствовались в Министерстве, принимая такое решение, теперь остается только догадываться. Но вполне очевидно, что с таким подходом там рискуют остаться у разбитого корыта…

НО
В статье использованы фрагменты материалов с сайтов strf.ru, trv-science.ru

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Зарплаты и заплаты

К концу этого года, согласно поручению Председателя Правительства России от 14 февраля 2012 года, ни один преподаватель российского вуза не должен был получать меньше, чем в среднем получают по региону. Часть денег — 2,65 млрд рублей — выделило правительство, еще 2,85 млрд рублей должны были изыскать регионы. С тем чтобы узнать, было ли выполнено поручение, Минобрнауки России провело в октябре мониторинг. В каком вузе страны выгоднее всего сегодня работать преподавателем — в нашем обзоре.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Как карта ляжет

image-bubbles

С инициативой провести всесторонний аудит сектора исследований и разработок Министерство образования и науки России выступило еще в 2012 году. По мнению чиновников, назрела острая необходимость в составлении «Карты российской науки», на которую были бы «нанесены» научные коллективы, работающие на высоком международном уровне, а также перспективные области науки. Министр образования Дмитрий Ливанов о первых результатах аудита планирует отчитаться уже этой весной.

НО
В статье использованы фрагменты материалов с сайтов onr-russia.ru, www.scientific.ru, www.strf.ru, mapofscience.org

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Какое будущее приготовили для российской научной периодики?

minobr1

12 апреля 2013 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось совещание с представителями редакционных коллегий ведущих российских научных журналов. Данная встреча, как отмечалось в информационном письме, была запланирована как одно из мероприятий, проводимых Минобрнауки «в целях продвижения российских научных журналов в авторитетных международных библиографических базах». В качестве участников, помимо руководителей министерства и редколлегий отечественных журналов, были приглашены представители Российской венчурной компании (РВК), Сколковского института науки и технологий ScolTech, международного издательства Elsevier, а также компании Macmillan Science Communication, являющейся частью Nature Publishing Group. Какие же вопросы были затронуты в ходе этого мероприятия?

Сергей Соколов, к. ф.-м. н., редактор журнала «RCD»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Министр образования и его преобразования

Дмитрий Ливанов

Заняв пост министра образования чуть больше года назад, Дмитрий Ливанов быстро вошел в число самых известных современных политиков: главу Минобраза чаще других коллег по правительству цитируют и критикуют, но он на замечания и разносы, даже со стороны Президента, реагирует спокойно и продолжает делать свое дело. То он грозится ликвидировать каждый пятый вуз и сократить количество бюджетных мест в институтах и университетах, то заявляет, что педагоги с зарплатой ниже 20–30 тысяч рублей просто неэффективны, то посягает на Академию наук, называя ее «препятствием на пути развития конкурентоспособной науки». «Научное обозрение» предприняло попытку провести ревизию его реформ, и вот что из этого вышло.

Информация взята из открытых источников

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 9 Подробнее

Минобрнауки: обновленная госструктура

Новая команда министерства во главе с Дмитрием Ливановым

Реформирование области образования в России непосредственно коснулось и Министерства образования и науки РФ. Похоже, с приходом нового главы обозначенного ведомства меняется и курс образовательной политики в стране. Многие эксперты расценивают произошедшие изменения как попытку вывести отечественное образование на качественно иной, современный уровень. Первые изменения коснулись верхов — новый министр подобрал команду активных заместителей и учредил консультативный орган.

Источник: Министерство образования и науки РФ

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Новый закон об образовании

В июле законопроект «Об образовании в Российской Федерации» наконец-то внесли на рассмотрение в Госдуму. Прошло почти шесть лет с того момента, как на одном из заседаний союза ректоров возникла идея разработать новый ФЗ. Когда в 2010 году документ впервые вынесли на широкое обсуждение, руководители вузов высказались о нем крайне негативно. Началась долгая и скрупулезная работа по его совершенствованию.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Образование революции

Митинг в защиту науки и образования (10 ноября 2012 г., Москва) (Фото © strf.ru)

21 декабря Госдума приняла в третьем чтении подготовленный Минобрнауки закон «Об образовании в РФ», призванный заменить два действующих базовых закона: «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Закон в случае его одобрения сенаторами и президентом вступит в силу с 1 января 2013 года.

По материалам www.strf.ru, www.ria.ru

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Сколково — инкубатор ректоров?

Каким должен быть ректор высшего учебного заведения? Вопрос, который задают не только члены вузовского сообщества, но и руководители системы высшего образования. И вот, пережив смену руководства (и, надо полагать, идей), с неожиданной стороны к вопросу подошло и само Министерство образования и науки России. По сообщению газеты «Известия», согласно договору с Минобрнауки РФ, выпускать и готовить ректорский корпус для российских вузов будет Центр образовательных разработок «Сколково»…

По материалам izvestia.ru

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Стать одним из тысячи

lab2

С 2014 года ученые смогут получать 5-летние гранты на развитие лабораторий размером от 10 до 20 миллионов рублей в год, сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

По материалам strf.ru

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Степень ответственности

dis2

Еще один скандал в области науки и образования: выявлены липовые диссертации, а прежнего главу ВАК Феликса Шамхалова задержали в связи с расследованием дела о хищении 350 миллионов рублей, выделенных на строительство элитного жилья. Научное сообщество негодует: обесцениваются степени и звания, кандидатом и доктором наук может стать любой, не прилагая усилий. Отстаивать репутацию ученые намерены собственными силами.

НО
В статье использованы фрагменты материалов с сайтов livejournal.com, ria.ru, www.rg.ru, trv-science.ru, www.gazeta.ru, минобрнауки.рф

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Тест на эффективность

Результаты мониторинга, которого так боялись в вузах, оглашены. Боялись не напрасно. Только представьте, по всей стране 30 педагогических, 23 сельскохозяйственных и 16 классических вузов (филиалы считали отдельно) признаны неэффективными; если быть точнее, в них усмотрели «признаки неэффективности».

Гузель Муллахметова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Удачные кадры

С. В. Салихов (Фото © strf.ru)

13 февраля прошла встреча членов Комиссии РАН по работе с молодежью и Совета молодых ученых РАН с директором Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России Сергеем Владимировичем Салиховым. Основным вопросом на повестке дня стал проект Федеральной целевой программы «Научно-педагогические кадры инновационной России на 2014–2020 годы». Какие пункты программы вызвали наиболее оживленную дискуссию и на чем сошлись — в нашем материале.

Сергей Юрьевич Мисюрин,
ученый секретарь Комиссии РАН по работе с молодежью

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее