Новости

Сибирские ученые создадут томограф для выявления дефектов в самолетах

24 сентября 2014
© Flickr/ Alfredo Cottin

© Flickr/ Alfredo Cottin

Томские ученые создадут к 2015 году для отечественного авиапрома первый в РФ переносной тепловой дефектоскоп-томограф, позволяющий находить скрытые дефекты в панелях самолетов, а также программное обеспечение для подобных зарубежных приборов по заказу авиастроительной корпорации Airbus, сообщил профессор Томского политехнического университета (ТПУ) Владимир Вавилов.

Он пояснил, что еще в конце 1980-х годов ученые вуза получили советский патент на применение принципа тепловой томографии. В настоящее время на основе метода в ТПУ разрабатывают новый тип прибора для поиска дефектов в композиционных материалах, используемых в авиастроении.

«Речь о дефектах, которые возникают в панелях из углепластика — в фюзеляже, элеронах, закрылках, рулях высоты и направления самолетов — из-за ударов багажа при погрузке, столкновения с птицами, града и тому подобных причин. Такие дефекты не видны на поверхности, они „уходят“ внутрь материала и представляют опасность при дальнейшей эксплуатации самолетов. Мы предлагаем новый способ обнаружения дефектов», — сказал он.

Вавилов пояснил, что в настоящее время для выявления таких дефектов используется ультразвуковой метод.

«Как правило, в ангарах осматривают либо целиком весь самолет, либо его отдельные элементы. Ультразвуковой контроль является точечным и требует много времени для сплошного осмотра поверхностей большой площади. С помощью нашего прибора, включающего инфракрасный тепловизионный модуль, источник нагрева и специализированный софтвер, можно будет контролировать сразу значительные участки самолета», — сказал ученый.

Он подчеркнул, что прибор является безопасным для персонала, обеспечивая при этом высокую производительность испытаний. Портативный тепловой дефектоскоп-томограф может быть использован для неразрушающего контроля композиционных материалов как на заводах-изготовителях, так и в ангарах авиационно-технических баз аэропортов.

«Финансирование проекта со стороны университета — 7 миллионов рублей, еще столько же — со стороны корпорации Airbus в качестве софинансирования. Для РФ мы делаем компактный прибор, не имеющий отечественных аналогов, для Airbus разрабатываем „начинку“ для западных дефектоскопов, то есть программный продукт», — уточнил профессор.

Работа ведется в рамках проекта «Технологии и комплексы томографического неразрушающего контроля нового поколения».

Источник: РИА Новости

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий:

CAPTCHA image