№1 (14) 2014

Прямая речь

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение четвертое. Бельгия

Степан Ломаев

Степан Ломаев

Степан Ломаев — молодой кандидат физико-математических наук, член клуба молодых ученых и инноваторов Удмуртской Республики «УМНИК», писатель, чьи произведения вошли в лонг-лист премии «Дебют» в 2008, 2009 гг., ныне сотрудник Католического университета г. Левена (Бельгия). Степан рассказал «НО» о жизни молодого ученого в Бельгии, своем отношении к современному состоянию науки в России и Европе.

— Степан, вы выросли в семье ученых, в провинциальном российском городе. Как сформировалось ваше намерение связать жизнь с наукой?

— Да, я вырос в семье физиков, в столице Удмуртской Республики — г. Ижевске. Мой брат тоже физик, работает в Институте физики металлов в Екатеринбурге.

Мои родители не оставили науку в 90-е годы, когда многие из неё бежали. Семья из двух кандидатов наук с двумя детьми… В общем, мы с братом не были разбалованы роскошью. Говоря метафорами, мы росли в маленьком рыцарском ордене, только уставом у нас были не религиозные постулаты, а уважение к науке. Было бы большой неудачей родиться в такой семье и не испытывать интереса к науке и к познанию. Но мне повезло: у меня такой интерес был и есть.

В школе, впрочем, я хотел стать полководцем или космонавтом. Но ближе к концу обучения понял, что с этим не складывается, и решил поступить на физический факультет Удмуртского государственного университета.

— Расскажите, пожалуйста, как так получилось, что вы уехали из России?

— В июне 2012 года я защитил диссертацию и получил степень кандидата физико-математических наук. Я планировал продолжать научную работу в России по той же теме. Сидел несколько месяцев без работы. За это время успел принять участие в выборах в Госсовет Удмуртской Республики в качестве кандидата и даже жениться. Осенью меня пригласили работать в университет г. Левена в Бельгии. Я согласился.

— Почему именно Бельгия и почему именно этот университет?

— Католический университет г. Левена — крупнейший университет Бельгии, с богатой историей. Материаловедческий департамент, в котором я работаю, в 2012 году вошел в двадцатку самых сильных в мире по результатам количественного рейтинга по инженерным дисциплинам (Quantitative Ranking of Engineering Disciplines). Здесь ведется работа по многим европейским и международным проектам.

В ряде таких проектов уже не первый год участвуют ученые из Удмуртского государственного университета. И хотя формально я не имею сегодня никакого отношения к УдГУ, а являюсь сотрудником университета г. Левена, по факту я плотно работаю с коллегами из Ижевска в совместном проекте, финансируемом Европейским космическим сообществом.

— Насколько сильно отличается наука в России и Бельгии? Больше ли там возможностей у молодежи?

— Россия вообще многим отличается от Западной Европы. Исторически мы были вынуждены строить отличную от европейской систему хозяйства, у нас сложилось другое отношение к человеку и окружающему миру. По-другому в России создавался и общественный институт науки.

Говоря грубо, но коротко: исторически в Европе науку во многом развивали частные компании. Западные экономики подминали под себя мир, эксплуатировали аборигенов в колониях, расширяли рынки сбыта, строили фабрики, развивали массовое производство товаров. В то время стало очень выгодно вкладывать средства в науку. Вложил доллар или крону — получил два через полгода. Обогащение же для протестантского мироощущения — это почти как служение богу. Как так у протестантов вышло, описали Вебер в книге «Протестантская этика» и Фромм в «Бегстве от свободы». В таких условиях создавалась, например, компания «Филипс» в Нидерландах, которая, в свою очередь, сформировала Технический университет Эйндховен, один из крупнейших в Нидерландах и в Европе в целом.

В России ситуация складывалась несколько по-другому. «Если мы не будем производить 10 миллионов тонн стали в год, то меньше чем за 10 лет нас раздавят», — сказал Сталин в 1931 году, глядя на то, что в мире происходит. И нельзя сказать, что он был неправ. В том же году открывается Уральский физико-технический институт, ныне ИФМ УрО РАН, и не он один. Началось бурное развитие металловедения в СССР, была создана мощная физическая школа. Множество фундаментальных трудов и учебников было написано на русском языке, что, безусловно, является нашим достоянием.

Запад вынужден был расширять рынки и поглощать другие страны, Россия же вынуждена была защищаться и для защиты развивать науку, поэтому почти все наши научные институты государственные и плотно связаны с оборонной промышленностью. Профессиональное занятие физикой воспринималось в СССР не только как служение просвещению, но и по праву как служение своему Отечеству. Это, безусловно, и мотивировало, и приносило удовлетворение от работы, и давало приятное ощущение собственной значимости и уважение окружающих.

Сегодня в России ситуация другая. Об идеалах просвещения и служения Отечеству говорить не почтенно. Наши интеллектуальные элиты монетизировали смысл жизни и, как новообращенные в вульгарный протестантизм аборигены, рассуждают о человеке в дихотомии «неудачник/хозяин жизни» и хотят везде развивать рыночные отношения.

В то же время довольно наивно полагать, что вопрос науки — это только лишь вопрос финансирования. В научной сфере вообще довольно сложно с критериями эффективности. С одной стороны, польза от науки проявляется в самых разных сферах жизни, но с другой — очень сложно измерить, кто и как принес эту пользу. По этой причине трудно создавать механизмы для управления научным сообществом с внешней стороны. Каждое дееспособное научное сообщество должно иметь внутренние регуляторы своей работы, иметь свою этику.

Если в научном сообществе совершенно разрушена научная этика, а есть только одни рыночные отношения, вы можете сколько угодно вбухивать денег, но не получите результата. «Эффективные менеджеры» от науки напишут бюрократическим проверяющим органам любой отчет, с какими хотите индексами.

К сожалению, приходится констатировать, что наши реформы науки последних десятилетий к таким результатам и приводят. Не секрет, что существуют бизнесы по производству таких отчётностей. Вы, например, можете за умеренную плату принять участие в заочной конференции, где никто ваши материалы на научную достоверность проверять не будет, если вообще прочитает, но зато вы получите официальную отметку об участии и публикацию. Для отчета по гранту сгодится, особенно если вы с проверяющей стороной лично знакомы.

Ответ наших реформаторов науки обычно предсказуем: в очередной раз попытаться скопировать западную систему контроля эффективности науки, которая и в Европе-то не очень эффективна сегодня.

Впрочем, есть и другая фундаментальная проблема в России с физикой и многими другими науками. Если сокращаются темпы машиностроения, производства стали и сплавов, то сложно удержать материаловедческую науку и образование от деградации. Я думаю, у России не получится стать мировым центром науки без развития собственного производства. Это место уже занято, прежде всего США. Да и Китай уже перестает быть «мировой фабрикой» и сам стремительно развивает свою науку.

В Западной Европе не было таких ударов по производству и науке, как у нас. Приходится признать, что сегодня к науке здесь относятся с большим уважением. Они стараются удержать за собой наукоемкие производства, и это им пока что удается. Однако есть и схожие проблемы.

Каждый год у нас в департаменте проходит День открытых дверей для работодателей. Приходят представители крупных компаний, рассказывают о вакансиях, приглашают будущих выпускников к себе на работу. Так вот, бельгийские коллеги рассказывают, что за последние 5 лет этих агентов и их предложений стало в разы меньше. Кризис — сокращаются рабочие места для инженеров.

Часть выпускников идут дальше в науку: ищут себе позицию PhD-студента (аспиранта по-нашему). Сделать это не так просто, зато 4 года более-менее безбедной жизни тебе обеспечены. Стипендия для PhD-студента в КУ Левена, как правило, не ниже 1500 евро. Если все у вас хорошо, и проект оказался не провальным, и вы молодец, то вы защищаетесь и можете остаться в науке, искать постдок-позицию, то есть заниматься наукой по временному проекту. В Бельгии, например, почти нет постоянных позиций для молодых ученых. Постоянные позиции только для профессоров. То есть каждые два-три года специалист должен искать новый проект.

В Европе действует политика мобильности молодых ученых — проекты дают, как правило, тем, кто переезжает в другую страну, переходит на новое место. Таким образом, после защиты вы должны стать своего рода кочевником и поработать то там, то тут. Это интересно, есть свои плюсы, но в целом не очень удобно, особенно если вы любите стабильность, да еще у вас есть планы завести семью. Более того, если вы, как Перельман, предпочитаете сидеть на одном месте и погружаться в самые глубины науки, вы тоже вряд ли будете успешны в плане карьерного роста.

В Бельгии больше зарплаты и местами больше порядка в научной сфере. Но нельзя сказать, что работа на хороший научный результат и работа на отчетность здесь всегда означают одно и то же. Существует масса приёмов улучшить вашу отчетность и показатели не за счет улучшения научных результатов. Есть, например, научные журналы свободного доступа, за публикацию в которых нужно заплатить несколько тысяч евро. Зато любой читатель имеет к ним свободный доступ — в результате высокая цитируемость ваших публикаций. Ваши индексы повышаются, вам проще получить новый грант. Все по законам рынка: вложил деньги правильно — получил отдачу большими деньгами.

— Как за границей относятся к молодым русским ученым?

— За границей много всего разного, где как, я полагаю. В Бельгии же так же, как и к любым другим иностранным ученым, — хорошо. Я живу в аналоге наших академических городков. В городе Левене живет сто тысяч человек, и почти половина учатся или работают в университете. В этом городе масса иностранцев, но нет гетто. Может быть, это одно из тех редких мест, где воплотилась европейская мечта послевоенной эпохи — люди разных рас и религий живут союзе и постоянном общении.

Конечно, если вы найдете здесь профессора родом из СССР, то у вас будет больше шансов попасть к нему на работу, чем у китайского студента, например. Все-таки советская научная школа — это особое явление, и не удивительно, что профессора предпочитают студентов, прошедших ту же, пускай и несколько захиревшую, школу, да и на русском общаться приятнее. У нас, к примеру, на соседнем факультете есть профессор-молдаванин и целая диаспора молдавских физиков под его руководством.

В 90-х много ученых уехало из России в Европу. Они заняли здесь хорошие позиции. Во-первых, потому, что в Европе после развала СССР был экономический подъем и открывалось много новых рабочих мест, в том числе и в науке, а во-вторых, советские научные школы по многим направлениям были лидирующими в то время.

Если мы говорим о естественных науках в КУ Левена, то профессора из стран бывшего СССР здесь вторые по численности после бельгийцев. Но с молодыми учеными ситуация иная. Сегодня в Европе работает и учится много ученых из Китая, Индии и Ирана, а также с юга Европы, россияне далеко не в большинстве.

— Поддерживает ли науку правительство Бельгии? Есть ли какие-нибудь интересные программы для ученых?

— Да, здесь есть специальные государственные гранты для молодых ученых. Причем основной грант даже не бельгийский, а фламандский (часть королевства, говорящая по-голландски). Это специальные долгосрочные гранты на 5–7 лет для ученых, которые успешно и в срок получили PhD-степень (эквивалент нашей степени кандидата наук) и в перспективе будут достойны стать профессорами одного из фламандских университетов. Но таких грантов выдается очень мало, и если вы этот грант не получили, то шансов стать профессором у вас немного.

Есть гранты и стипендии от Европейского союза. Многие наши соотечественники, например, приезжают учиться в Бельгию по программе «Эразмус Мундус» или по стипендии имени Марии Кюри.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий:

CAPTCHA image

Статьи из рубрики: Прямая речь

Валерий Козлов: «Необходимо поддерживать ученых в их научных изысканиях»

Валерий Козлов, вице-президент РАН, академик

Важнейшим направлением развития нашей страны на сегодняшний день является переход к инновационной экономике. Однако невозможно построить новую Россию без развития науки и образования, утверждают эксперты. Станет ли поддержка данной сферы одним из приоритетных направлений государственной политики? Какие актуальные задачи стоят перед российским научным и образовательным сообществом сегодня? Об этом шла речь на встрече члена-корреспондента РАЕН, проректора по информационным и компьютерным технологиям УдГУ Алексея Борисова и вице-президента РАН, академика Валерия Козлова

Алексей Борисов

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Вопрос жизни и смерти

Жорес Алферов, академик РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Сегодня у нас нет более важной задачи, чем развитие науки и образования. Это, на самом деле, вопрос жизни и смерти для нашей страны. Об этом на Конгрессе российского образовательного сообщества, состоявшемся в Москве 17 сентября текущего года, рассказал Жорес Алферов, академик РАН, вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Елена Огородникова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 1 Подробнее

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть вторая: проблема платной формы обучения

Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске публикацию статьи профессора В. С. Анищенко. Это взгляд на проблемы высшей школы заслуженного деятеля науки РФ, одного из ведущих ученых России, признанного и за рубежом. Редакция газеты во многом согласна с мнением ученого по поднятым темам. Однако нельзя не задаться вопросом: возможно ли изменить устоявшуюся научно-образовательную систему или процессы, описанные в статье, необратимы? Это покажет время.

Академик РАЕН, профессор,
д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть первая: проблема научно-педагогических кадров

Профессор Вадим Семенович Анищенко

Удмуртский государственный университет посетил академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н., Вадим Семенович Анищенко — один из ведущих в России и широко известный за ее пределами специалист в области нелинейной динамики. В. С. Анищенко — автор более 350 научных работ, среди которых 20 научных монографий и учебников.

Академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Алексея Болсинова

Алексей Болсинов

Своим надеждами и опасениями, связанными с нововведениями в российской грантовой политике, с НО поделился профессор Университета Лафборо (Англия) Алексей Болсинов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Владимира Богачева

Владимир Богачев

О реальных источниках доходов российских ученых-математиков, эффективности программы мегагрантов и возможных вариантах государственной поддержки российской науки своим мнением с НО поделился профессор механико-математического факультета МГУ, член совета по науке при Минобрнауки Владимир Богачев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение второе. Япония

Михаил Свинин

Михаил Свинин, профессор робототехники университета Кюсю, переехал в Японию из Иркутска в 1995 году. Жить и работать в Стране восходящего солнца ему нравится. С удовольствием получил бы и японское гражданство, только не готов отказаться от российского, как того требуют законы. О некоторых особенностях научного, образовательного и социального аспектов современной жизни японцев читайте в интервью с Михаилом.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение первое. Англия

Профессор А. В. Болсинов

Профессор Алексей Болсинов — ведущий научный сотрудник сектора Неголономной механики лаборатории «Нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения» УдГУ. С 2006 года работает в Англии. Мечтает ли навсегда забыть о жизни на две страны и осесть на родине? Вряд ли. Что держит его за границей, он рассказал в интервью нашей газете.

Иван Мамаев

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение третье. Турция

Октай Пашаев

12–15 февраля 2014 года в Удмуртском государственном университете прошла Международная конференция Regular and chaotic hydrodynamics. Theory and applications. Среди приглашенных гостей был профессор математики Турецкого технологического института Измира, а в прошлом научный сотрудник ОИЯИ в Дубне Октай Пашаев. Турецкая земля с большим радушием приняла нашего соотечественника. Турецкие власти создают необходимые условия для процветания фундаментальной науки, быть педагогом в Турции престижно, индекс Хирша знать необязательно. Об этом и многом другом в интервью «Научному обозрению» рассказал Октай Пашаев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Наука должна быть активной

Вице-президент РАН, академик Валерий Козлов

Науку двигают учёные с активной жизненной позицией, яркие и неординарные личности. Инертность же губит ее. Такова позиция вице-президента Российской академии наук Валерия Козлова.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Непосторонний взгляд со стороны

Профессор А. В. Болсинов

Алексей Викторович Болсинов — ученый с большой буквы, с недавнего времени —главный научный сотрудник сектора неголономной механики лаборатории нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения УдГУ. Окончив около 30 лет назад мехмат МГУ, он остался работать в родном вузе. Думал — навсегда: тысячи людей мечтают осесть в самом престижном университете страны. Однако вот уже шесть лет Алексей Викторович является сотрудником университета «Лафборо» в Англии и все реже бывает в университете на Воробьёвых горах. Алексей Викторович поведал «Научному обозрению» свой субъективный взгляд на реалии жизни столичных ученых.

А. В. Болсинов, д. ф.-м. н., профессор

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

О наболевшем. Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о проблемах, накопившихся в образовании

Ректор МГУ Виктор Садовничий

Накануне 60-летия ИжГТУ Ижевск посетил Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Пообщаться с гостем преподаватели вуза собрались в огромной аудитории, но места всё равно оказалось недостаточно: столько пришло желающих с ним пообщаться. Несмотря на официальный повод, встреча была дружеской. Виктор Антонович охотно рассказывал о своем вузе и отвечал на вопросы собравшихся. На этой встрече побывали и мы. О наиболее интересных, на наш взгляд, моментах читайте прямо сейчас.

Гузель Муллахметова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Объективный взгляд

Р. Г. Стронгин

Президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин в интервью «Научному обозрению» рассказал, каким должен быть идеальный ректор, почему зарплата учёных должна быть «неприлично» большой и что нужно сделать, чтобы вузы начали взаимодействовать.

Алексей Казаков

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Открытое письмо украинским коллегам

Д. ф.-м. н., проф. Н. Н. Непейвода

Открытое письмо главного научного сотрудника Института программных систем РАН Николая Николаевича Непейводы в ответ на угрожающие письма от научного сообщества Украины.

Главный научный сотрудник Института программных систем РАН
г. Переславль-Залесский
Н. Н. Непейвода

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Проректор МИФИ Николай Кудряшов: «Ректором может быть только профессионал, имеющий вес в научной жизни»

Николай Кудряшов

Сфера науки и образования не терпит непрофессионализма. Сегодня, когда отрасль встала на путь инновационного развития, ей необходимы кадры, способные поддержать происходящие процессы, вывести их на более высокую ступень. Своими мыслями о том, какие факторы оказывают существенное влияние на ситуацию в отдельно взятом вузе и в отрасли в целом, поделился председатель совета по аттестации и подготовке научно-педагогических работников, проректор Московского инженерно-физического института (МИФИ), д.ф.-м.н., профессор Николай Кудряшов.

Александра Аракчеева

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее