№ 5 / февраль-март

Прямая речь

Объективный взгляд

Р. Г. Стронгин

Президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин в интервью «Научному обозрению» рассказал, каким должен быть идеальный ректор, почему зарплата учёных должна быть «неприлично» большой и что нужно сделать, чтобы вузы начали взаимодействовать.

Алексей Казаков: Предыдущий номер «Научного обозрения» мы посвятили бывшему ректору Удмуртского госуниверситета Виталию Анатольевичу Журавлёву. Вы с ним работали вместе в Нижнем Новгороде. Расскажите, пожалуйста, о нём.

Роман Стронгин: Когда он ещё работал в Нижнем, мы редко пересекались. Встречи стали частыми, когда его выбрали ректором. Это интересный человек, мне приятно было с ним работать. Виталий Анатольевич сумел создать в Ижевске серьёзный университет, отдельные направления которого были на высочайшем уровне. Например, выпуск научной литературы, в авторах которой значились учёные со всей страны. Ему удалось сделать вуз некой архитектурной доминантой в городе. Он развивал университет в самых разных направлениях. И для этого много трудился. Даже будучи в отпуске, он усиленно трудился. Виталий Анатольевич работал на износ, и все ради того, чтобы вывести вуз на достойный уровень.

А. К.: Сегодня Удмуртский университет стоит на пороге ректорских выборов. В Нижегородском университете, насколько мне известно, все ректоры — представители точных наук. Говорит ли это о некой преемственности?

Р. С.: Что касается нашего вуза, это связано с направлением работы: Нижегородский университет много лет работал на оборонку, а значит, готовил кадры для научных организаций и предприятий оборонной направленности. В 80-е годы две трети студентов принимались не на естественные — физика, химия, — а физмат науки. Кроме того, у нас политехнические корни: еще в 1918 году вуз объединили с Варшавским политехникумом, который тогда находился в Нижнем. С нашим вузом связаны имена таких выдающихся ученых, как академики Разуваев и Девятых, оба химика, Герои Социалистического Труда, лауреаты Ленинской премии; академик Белов — кристаллограф, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии; академик Гапонов-Грехов — физик-математик, Герой Социалистического Труда — можно долго перечислять. Естественно, что ректорами становились из их числа. Гуманитарное направление стали расширять лишь с 1990 года, и в истории вуза действительно ещё не было ректора-гуманитария.

А. К.: А что бы Вы посоветовали нашему вузу, чтобы не оставаться позади научно-образовательного процесса, а двигаться вперед?

Р. С.: Тщательно разработать программу развития университета. Это должны быть реальные идеи, а не громкие, пустые лозунги. Глупо ставить в приоритет направление, которого ещё нет: чтобы его развить, уйдут годы. Скажем, наш университет выбрал приоритетным направлением информационные технологии. И у вас есть достойные направления, в том числе, по которым налажено сотрудничество с Академией наук. Также нужно учитывать обстановку, в каком направлении идёт развитие в регионе. Университет должен стать площадкой по созданию научных проектов, которые бы наверняка нашли поддержку со стороны власти. Еще один важный момент: этническая обстановка, определенные традиции в регионе. О важности национального вопроса в России в своей статье говорил Владимир Путин. И заниматься этим вопросом без участия университетов нельзя: доверить столь сложный вопрос можно только образованным, гармоничным людям. Кто бы ни победил в вашем вузе, я надеюсь, все лучшее у соперников он позаимствует. Только в этом случае развитие вуза будет успешным.

А. К.: Как Вы считаете, каким должен быть ректор высшего учебного заведения? Кто он в первую очередь — ученый или управленец?

Р. С.: Ректор — фигура многомерная, и наличие одних качеств может компенсировать отсутствие других, поэтому единой таблицы идеальных параметром в принципе быть не может. Но в моём понимании, ректор — это, конечно, ученый, который понимает технологию, специфику научного исследования. Ректор — это также преподаватель, обязательно успешный. Если ты не понимаешь технологию основного процесса, очень трудно выстраивать грамотно работу в вузе, увлечь, заинтересовать сотрудников. Очень важно уметь организовать. Обладает ли этими качествами кандидат, можно узнать по его предыдущей работе. Скажем, наш ректор в молодости получил орден за организацию студенчес-ких отрядов, т. е. он уже тогда проявил себя как отличный организатор. А когда избирался в ректоры, уже имел шесть учебников, изданных в Москве.

А. К.: Важно ли, к какой области науки относится кандидат?

Р. С.: Куда важнее уровень его знаний. Гуманитарное у него направление или естественнонаучное — все равно: обучение везде по одному принципу строится. Невозможно быть одновременно хорошим биологом, химиком, филологом, историком. Важно быть профессионалом, такие наверняка с обязанностями ректора справятся.

А. К.: Насколько авторитет ректора, его признание в центральных университетах и в министерстве важно для развития вуза?

Р. С.: Исключительно важно. На ректора смотрят как на представителя университета, и никто не поверит, что слабый человек представляет хороший университет. Признания нужно добиваться: выступать, показывать себя, приводить в свой университет перспективных людей. Если ректор сильный, значит, университет на правильном пути. Здесь все взаимосвязано: сильному ректору выделит деньги министерство, и они пойдут по назначению, будет чем похвастать перед вышестоящим руководством министру. Те, в свою очередь, убедятся, что не зря выделяют деньги, что это действительно необходимо.

А. К.: Вы — вице-президент Российского Союза ректоров, председатель Совета ректоров ПФО и Нижегородской области. Расскажите о деятельности Совета ректоров.

Р. С.: Совет ректоров — это общественное объединение самих ректоров и, как любая общественная организация, выходит с различными рекомендациями. Совет занимается вопросами содержания образования, оценивает, например, можно ли в конкретном вузе открыть определённую специальность или направление подготовки. Вопросы жизни вуза, взаимодействие с работодателем, Академией наук тоже входят в нашу компетенцию. Благодаря тому, что Совет аккумулирует опыт людей в разных сферах, удаётся готовить действительно ценные предложения для органов управления. Как пример, проект — «Живая земля», идея которого — на месте выжженных лесов посадить новые. Делать это будут по уникальной нижегородской технологии, разработанной нашими учёными. Сотни людей из разных вузов готовы принять участие. Несмотря на то, что Совет — добровольное объединение, как видите, имеет большие возможности.

А. К.: Как Вы знаете, УдГУ выиграл грант по робототехнике. Это как раз то направление, которое развивал Виталий Анатольевич Журавлев. В этом гранте заметную роль играет и нижегородская школа, и связи между университетами, казалось бы, налаживаются. Но происходит это только в рамках небольших групп, не на уровне руководства…

Р. С.: Возникновение научного содружества традиционно осуществляется «снизу», непосредственно учёными. Если люди снизу проводят семинары, встречаются, организуют конференции и предлагают совместные проекты, то руководство, конечно, их поддержит. Но в такой тонкой области, как наука, сверху скомандовать — «Давайте совместно откроём две микрочастицы на этой неделе» — невозможно. Инициатива должна исходить от самих ученых. Как пример: мы тесно сотрудничаем с институтами Академии наук в нашем городе, и это всё благодаря нашим сотрудникам. Сначала наш преподаватель — на полставки там исследователь, потом их исследователь — на полставки у нас преподаватель. Так и происходит сращивание самих коллективов. Мы только это поддерживаем. Повторюсь: нельзя двух учёных заставить делать совместную работу: либо они хотят вместе работать, либо нет.

А. К.: Было бы хорошо закрепить сотрудничество вузов на высшем уровне…

Р. С.: Нельзя приказать сотрудничать. А тех, кто уже сотрудничают, очень легко поддержать. Для этого нужно подготовить проект договора и руководству двух вузов встретиться, чтобы его обсудить. В договоре можно заложить обмен студентами, аспирантами, обговорить вопросы использования материально-технической базы. Мало иметь проект, бумажка сама по себе не работает, нужно встречаться людям, которые возьмутся за его реализацию. Ничего само собой не придет, за исключением неприятностей. Всё остальное надо организовывать.

Алексей Казаков

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий:

CAPTCHA image

Статьи из рубрики: Прямая речь

Валерий Козлов: «Необходимо поддерживать ученых в их научных изысканиях»

Валерий Козлов, вице-президент РАН, академик

Важнейшим направлением развития нашей страны на сегодняшний день является переход к инновационной экономике. Однако невозможно построить новую Россию без развития науки и образования, утверждают эксперты. Станет ли поддержка данной сферы одним из приоритетных направлений государственной политики? Какие актуальные задачи стоят перед российским научным и образовательным сообществом сегодня? Об этом шла речь на встрече члена-корреспондента РАЕН, проректора по информационным и компьютерным технологиям УдГУ Алексея Борисова и вице-президента РАН, академика Валерия Козлова

Алексей Борисов

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Вопрос жизни и смерти

Жорес Алферов, академик РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Сегодня у нас нет более важной задачи, чем развитие науки и образования. Это, на самом деле, вопрос жизни и смерти для нашей страны. Об этом на Конгрессе российского образовательного сообщества, состоявшемся в Москве 17 сентября текущего года, рассказал Жорес Алферов, академик РАН, вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Елена Огородникова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 1 Подробнее

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть вторая: проблема платной формы обучения

Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске публикацию статьи профессора В. С. Анищенко. Это взгляд на проблемы высшей школы заслуженного деятеля науки РФ, одного из ведущих ученых России, признанного и за рубежом. Редакция газеты во многом согласна с мнением ученого по поднятым темам. Однако нельзя не задаться вопросом: возможно ли изменить устоявшуюся научно-образовательную систему или процессы, описанные в статье, необратимы? Это покажет время.

Академик РАЕН, профессор,
д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть первая: проблема научно-педагогических кадров

Профессор Вадим Семенович Анищенко

Удмуртский государственный университет посетил академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н., Вадим Семенович Анищенко — один из ведущих в России и широко известный за ее пределами специалист в области нелинейной динамики. В. С. Анищенко — автор более 350 научных работ, среди которых 20 научных монографий и учебников.

Академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Алексея Болсинова

Алексей Болсинов

Своим надеждами и опасениями, связанными с нововведениями в российской грантовой политике, с НО поделился профессор Университета Лафборо (Англия) Алексей Болсинов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Владимира Богачева

Владимир Богачев

О реальных источниках доходов российских ученых-математиков, эффективности программы мегагрантов и возможных вариантах государственной поддержки российской науки своим мнением с НО поделился профессор механико-математического факультета МГУ, член совета по науке при Минобрнауки Владимир Богачев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение второе. Япония

Михаил Свинин

Михаил Свинин, профессор робототехники университета Кюсю, переехал в Японию из Иркутска в 1995 году. Жить и работать в Стране восходящего солнца ему нравится. С удовольствием получил бы и японское гражданство, только не готов отказаться от российского, как того требуют законы. О некоторых особенностях научного, образовательного и социального аспектов современной жизни японцев читайте в интервью с Михаилом.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение первое. Англия

Профессор А. В. Болсинов

Профессор Алексей Болсинов — ведущий научный сотрудник сектора Неголономной механики лаборатории «Нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения» УдГУ. С 2006 года работает в Англии. Мечтает ли навсегда забыть о жизни на две страны и осесть на родине? Вряд ли. Что держит его за границей, он рассказал в интервью нашей газете.

Иван Мамаев

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение третье. Турция

Октай Пашаев

12–15 февраля 2014 года в Удмуртском государственном университете прошла Международная конференция Regular and chaotic hydrodynamics. Theory and applications. Среди приглашенных гостей был профессор математики Турецкого технологического института Измира, а в прошлом научный сотрудник ОИЯИ в Дубне Октай Пашаев. Турецкая земля с большим радушием приняла нашего соотечественника. Турецкие власти создают необходимые условия для процветания фундаментальной науки, быть педагогом в Турции престижно, индекс Хирша знать необязательно. Об этом и многом другом в интервью «Научному обозрению» рассказал Октай Пашаев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение четвертое. Бельгия

Степан Ломаев

Степан Ломаев — молодой кандидат физико-математических наук, член клуба молодых ученых и инноваторов Удмуртской Республики «УМНИК», писатель, чьи произведения вошли в лонг-лист премии «Дебют» в 2008, 2009 гг., ныне сотрудник Католического университета г. Левена (Бельгия). Степан рассказал «НО» о жизни молодого ученого в Бельгии, своем отношении к современному состоянию науки в России и Европе.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Наука должна быть активной

Вице-президент РАН, академик Валерий Козлов

Науку двигают учёные с активной жизненной позицией, яркие и неординарные личности. Инертность же губит ее. Такова позиция вице-президента Российской академии наук Валерия Козлова.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Непосторонний взгляд со стороны

Профессор А. В. Болсинов

Алексей Викторович Болсинов — ученый с большой буквы, с недавнего времени —главный научный сотрудник сектора неголономной механики лаборатории нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения УдГУ. Окончив около 30 лет назад мехмат МГУ, он остался работать в родном вузе. Думал — навсегда: тысячи людей мечтают осесть в самом престижном университете страны. Однако вот уже шесть лет Алексей Викторович является сотрудником университета «Лафборо» в Англии и все реже бывает в университете на Воробьёвых горах. Алексей Викторович поведал «Научному обозрению» свой субъективный взгляд на реалии жизни столичных ученых.

А. В. Болсинов, д. ф.-м. н., профессор

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

О наболевшем. Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о проблемах, накопившихся в образовании

Ректор МГУ Виктор Садовничий

Накануне 60-летия ИжГТУ Ижевск посетил Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Пообщаться с гостем преподаватели вуза собрались в огромной аудитории, но места всё равно оказалось недостаточно: столько пришло желающих с ним пообщаться. Несмотря на официальный повод, встреча была дружеской. Виктор Антонович охотно рассказывал о своем вузе и отвечал на вопросы собравшихся. На этой встрече побывали и мы. О наиболее интересных, на наш взгляд, моментах читайте прямо сейчас.

Гузель Муллахметова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Открытое письмо украинским коллегам

Д. ф.-м. н., проф. Н. Н. Непейвода

Открытое письмо главного научного сотрудника Института программных систем РАН Николая Николаевича Непейводы в ответ на угрожающие письма от научного сообщества Украины.

Главный научный сотрудник Института программных систем РАН
г. Переславль-Залесский
Н. Н. Непейвода

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Проректор МИФИ Николай Кудряшов: «Ректором может быть только профессионал, имеющий вес в научной жизни»

Николай Кудряшов

Сфера науки и образования не терпит непрофессионализма. Сегодня, когда отрасль встала на путь инновационного развития, ей необходимы кадры, способные поддержать происходящие процессы, вывести их на более высокую ступень. Своими мыслями о том, какие факторы оказывают существенное влияние на ситуацию в отдельно взятом вузе и в отрасли в целом, поделился председатель совета по аттестации и подготовке научно-педагогических работников, проректор Московского инженерно-физического института (МИФИ), д.ф.-м.н., профессор Николай Кудряшов.

Александра Аракчеева

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее