№ 3 / декабрь

Прямая речь

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть первая: проблема научно-педагогических кадров

Профессор Вадим Семенович Анищенко

Удмуртский государственный университет посетил академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н., Вадим Семенович Анищенко — один из ведущих в России и широко известный за ее пределами специалист в области нелинейной динамики. В. С. Анищенко — автор более 350 научных работ, среди которых 20 научных монографий и учебников. За выдающиеся научные достижения В. С. Анищенко присуждена премия Международного фонда имени Александра фон Гумбольда по физике и звание заслуженного деятеля науки РФ. 19 и 20 декабря профессор прочитал курс лекций для студентов, аспирантов и сотрудников физико-энергетического и математического факультетов УдГУ по теории динамических систем и поделился с редакцией газеты сокровенным — переживаниями о судьбе высшей школы в России. С его согласия публикуем первую часть его статьи в нашем выпуске.

Часть первая: проблема научно-педагогических кадров

Проблема организации и развития образования, включая высшее, во все времена и во всех государствах являлась одной из приоритетных вне зависимости от их политического, экономического и религиозного устройства. Наибольших успехов в этом направлении достигла Европа, где создана и успешно функционирует система университетского высшего образования на протяжении более 800 лет. За время существования университетов государства Европы испытали не одно социальное потрясение: войны, революции, смена общественно-политических формаций и др. Однако концепция университетского образования при этом практически не претерпела никаких революционных изменений, демонстрируя устойчивое эволюционное развитие.

К сожалению, развал СССР, переход (хотя и мирный) к рыночной экономике и появление частной собственности в России привели к серьезным изменениям в области высшего образования. Попытаемся проанализировать картину и суть этих изменений.

Во всем СССР до 1991 года было 600 высших учебных заведений. Из них примерно 60 классических университетов. Сегодня в России, то есть в части бывшего СССР, насчитывается 2500 вузов и более 2000 филиалов. Казалось бы, все прекрасно, резко возросло количество вузов, что должно привести к росту числа специалистов с высшим образованием и повышению интеллектуального потенциала страны. Однако есть важная особенность. До 1991 года в СССР насчитывалось порядка 2 миллионов научных работников. Думаю, что примерно половина из них концентрировались в вузах, другая половина — в институтах Академии наук СССР и отраслевых НИИ. После 1991 года по официальной статистике более 700000 научных работников эмигрировало за рубеж. Определенная часть ученых и инженеров вынуждена была сменить профессию и перейти на другую работу. На сегодняшний день в России примерно 450000 научных работников, из которых 230 тысяч работают в высшей школе. Это данные статистики. Какой вывод можно из этого сделать?

<…>    Если с точки зрения сказанного выше посмотреть на цифры изменений в количестве вузов России и количестве научных работников, то однозначно следует весьма важный вывод. Увеличение количества вузов более чем в 4 раза и университетов более чем в 6 раз при уменьшении количества научных работников в 4 раза неизбежно должно привести к резкому падению среднего потенциала научных кадров и как следствие — к резкому падению уровня и качества высшего образования.

Приведенные цифры по России более наглядно можно проиллюстрировать на примере города Саратова и конкретно моей кафедры. До 1991 года в городе было 10 вузов, из них — один классический университет. Сегодня в Саратове 32 вуза! Из них 9 университетов, 6 академий, включая 1 Международную академию. Под моим руководством за последние 20 лет на кафедре радиофизики и нелинейной динамики Саратовского госуниверситета защитили кандидатские и докторские диссертации более 50 человек. Из них остались работать в высших учебных заведениях Саратова 12 человек. Выехали за границу около 20 человек, остальные работают вне вузов.

Приведенные цифры однозначно свидетельствуют о том, что сегодня в подавляющем большинстве вузов России нет условий для реализации концепции университетского образования в плане органического сочетания науки и процесса обучения. И главная причина этого — отсутствие квалифицированных научных кадров в составе преподавателей. Ярким подтверждением моих слов могут служить высказывания ректора МГУ профессора Садовничего. В связи с тем, что МГУ по оценкам зарубежных специалистов в этом году попал во вторую сотню по рейтингу среди университетов мира, Садовничий отметил, что уровень и приоритет научных исследований в элитных зарубежных университетах существенно превышает уровень МГУ. А МГУ — это университет высочайшего класса в России и даже в мире.

В качестве дополнительного аргумента сделанного вывода приведем некоторые цифры, отражающие личные научные достижения ученых, высших учебных заведений и университетов в целом. Речь идет об индексе цитирования российских ученых, работа над которым у нас проводится с начала этого века и который отражен на сайте scientific.ru  в Internet. Индекс цитирования дает информацию о количестве ссылок на научные статьи того или иного ученого в научных статьях других исследователей. Безусловно, это не абсолютная характеристика в силу целого ряда объективных и субъективных факторов, но она принята во всех без исключения университетах Европы и Америки как одна из важнейших, влияющих на результаты конкурсного отбора на должности преподавателей университетов. Индекс цитирования конкретного ученого или университета (вуза) свидетельствует по крайней мере о двух факторах. Во-первых, он отражает степень актуальности и важности проводимых исследований для тех областей знаний, в которых работают конкретные исследователи или коллективы исследователей. Если ученый публикует большое количество научных статей, на которые никто не ссылается, это как правило означает либо их низкий научный уровень, либо отсутствие интереса научной общественности к обсуждаемой проблеме. Высокий индекс цитирования означает прямо противоположное. Во-вторых, индекс цитирования в определенной степени отражает уровень признания научным сообществом вклада данного конкретного ученого в исследование той или иной научной проблемы, служит подтверждением приоритета и научной значимости работ ученого.

Ведущие 20 научных организаций по индексу цитируемости включают хорошо известные в СССР и сейчас в России научные центры. Это и МГУ, Университет Санкт-Петербурга, НИИ Российской Академии Наук, известные институты в Дубне, Чернологовке и т. д. В этом списке нет ни одного вуза, организованного в России после 1991 года! Обратимся к расширенному списку вузов и организаций по индексу цитирования. Этот список уже включает региональные университеты (Казань, Нижний Новгород, Томск, Новосибирск и др.), куда из вузов Саратова входит лишь один Саратовский госуниверситет.

Таким образом, ни один из 2000 организованных после 1991 года вузов России не имеет сколь-нибудь заметных результатов в плане индекса цитируемости. Это легко понять. Ведущие университеты и НИИ академии наук РФ славятся своими научными школами, на создание которых ушли десятилетия и даже столетия! Ведущие научные школы являются необходимым условием развития науки и образования. Именно на базе этих школ и развивается современная наука и современное университетское образование. Поэтому можно было заранее ожидать, что лидирующее положение по индексу цитирования займут именно те коллективы, в которых действуют ведущие научные школы, сформировавшиеся еще в советское время.

Относительно вновь созданных вузов и университетов. Так как появление новых научных школ требует многих лет активной работы, то можно полагать, что такие школы в этих вузах находятся на стадии становления и заявят о себе в будущем. Вполне возможно, но лишь при одном условии — в этих вузах должны работать выдающие профессора, от которых можно ожидать создания научных школ. Обратимся к индивидуальным спискам научных работников по индексу цитирования. Ни среди ученых с индексом цитирования более 100, ни тем более среди ученых с индексом цитирования более 1000 практически нет имен преподавателей вновь созданных университетов и институтов. Вывод напрашивается сам собой: низкая квалификация профессорско-преподавательского состава подавляющего большинства вузов России не способствует развитию научных школ, а значит, не может обеспечивать решения современных задач высшего образования. И это еще не самое страшное. Дело в том, что вновь созданные университеты и институты имеют аспирантуру, докторантуру, ученые советы по защитам диссертаций и т. д. То есть в этих вузах готовят кадры «высшей квалификации», которые в своем подавляющем большинстве не могут превысить уровень той научной среды, которая заведомо не удовлетворяет предъявляемым сегодня требованиям. По опыту прошедших двадцати лет легко предвидеть, к какому комплексу практически неразрешимых проблем это приведет в будущем. В частности, количественное большинство «ученых», получивших формально признаваемые документы о научных степенях и званиях, в самом скором будущем начнет диктовать свои условия истинным носителям научных степеней и званий, которых уже сейчас становится все меньше и меньше. В итоге мы получим демократическую диктатуру некомпетентности, которая во много раз хуже политической диктатуры.

<…>    Итак, мы обсудили одну из проблем современного высшего образования, связанную с «утечкой мозгов» с одной стороны и резким увеличением количества вузов России — с другой. По сути дела, это есть проблема научно-педагогических кадров современной высшей школы в России. По высказываниям ряда специалистов, 20–30% преподавателей российской высшей школы не удовлетворяют современным требованиям.

Полный текст статьи

Академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий:

CAPTCHA image

Статьи из рубрики: Прямая речь

Валерий Козлов: «Необходимо поддерживать ученых в их научных изысканиях»

Валерий Козлов, вице-президент РАН, академик

Важнейшим направлением развития нашей страны на сегодняшний день является переход к инновационной экономике. Однако невозможно построить новую Россию без развития науки и образования, утверждают эксперты. Станет ли поддержка данной сферы одним из приоритетных направлений государственной политики? Какие актуальные задачи стоят перед российским научным и образовательным сообществом сегодня? Об этом шла речь на встрече члена-корреспондента РАЕН, проректора по информационным и компьютерным технологиям УдГУ Алексея Борисова и вице-президента РАН, академика Валерия Козлова

Алексей Борисов

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Вопрос жизни и смерти

Жорес Алферов, академик РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Сегодня у нас нет более важной задачи, чем развитие науки и образования. Это, на самом деле, вопрос жизни и смерти для нашей страны. Об этом на Конгрессе российского образовательного сообщества, состоявшемся в Москве 17 сентября текущего года, рассказал Жорес Алферов, академик РАН, вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Елена Огородникова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 1 Подробнее

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть вторая: проблема платной формы обучения

Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске публикацию статьи профессора В. С. Анищенко. Это взгляд на проблемы высшей школы заслуженного деятеля науки РФ, одного из ведущих ученых России, признанного и за рубежом. Редакция газеты во многом согласна с мнением ученого по поднятым темам. Однако нельзя не задаться вопросом: возможно ли изменить устоявшуюся научно-образовательную систему или процессы, описанные в статье, необратимы? Это покажет время.

Академик РАЕН, профессор,
д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Алексея Болсинова

Алексей Болсинов

Своим надеждами и опасениями, связанными с нововведениями в российской грантовой политике, с НО поделился профессор Университета Лафборо (Англия) Алексей Болсинов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Владимира Богачева

Владимир Богачев

О реальных источниках доходов российских ученых-математиков, эффективности программы мегагрантов и возможных вариантах государственной поддержки российской науки своим мнением с НО поделился профессор механико-математического факультета МГУ, член совета по науке при Минобрнауки Владимир Богачев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение второе. Япония

Михаил Свинин

Михаил Свинин, профессор робототехники университета Кюсю, переехал в Японию из Иркутска в 1995 году. Жить и работать в Стране восходящего солнца ему нравится. С удовольствием получил бы и японское гражданство, только не готов отказаться от российского, как того требуют законы. О некоторых особенностях научного, образовательного и социального аспектов современной жизни японцев читайте в интервью с Михаилом.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение первое. Англия

Профессор А. В. Болсинов

Профессор Алексей Болсинов — ведущий научный сотрудник сектора Неголономной механики лаборатории «Нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения» УдГУ. С 2006 года работает в Англии. Мечтает ли навсегда забыть о жизни на две страны и осесть на родине? Вряд ли. Что держит его за границей, он рассказал в интервью нашей газете.

Иван Мамаев

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение третье. Турция

Октай Пашаев

12–15 февраля 2014 года в Удмуртском государственном университете прошла Международная конференция Regular and chaotic hydrodynamics. Theory and applications. Среди приглашенных гостей был профессор математики Турецкого технологического института Измира, а в прошлом научный сотрудник ОИЯИ в Дубне Октай Пашаев. Турецкая земля с большим радушием приняла нашего соотечественника. Турецкие власти создают необходимые условия для процветания фундаментальной науки, быть педагогом в Турции престижно, индекс Хирша знать необязательно. Об этом и многом другом в интервью «Научному обозрению» рассказал Октай Пашаев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение четвертое. Бельгия

Степан Ломаев

Степан Ломаев — молодой кандидат физико-математических наук, член клуба молодых ученых и инноваторов Удмуртской Республики «УМНИК», писатель, чьи произведения вошли в лонг-лист премии «Дебют» в 2008, 2009 гг., ныне сотрудник Католического университета г. Левена (Бельгия). Степан рассказал «НО» о жизни молодого ученого в Бельгии, своем отношении к современному состоянию науки в России и Европе.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Наука должна быть активной

Вице-президент РАН, академик Валерий Козлов

Науку двигают учёные с активной жизненной позицией, яркие и неординарные личности. Инертность же губит ее. Такова позиция вице-президента Российской академии наук Валерия Козлова.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Непосторонний взгляд со стороны

Профессор А. В. Болсинов

Алексей Викторович Болсинов — ученый с большой буквы, с недавнего времени —главный научный сотрудник сектора неголономной механики лаборатории нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения УдГУ. Окончив около 30 лет назад мехмат МГУ, он остался работать в родном вузе. Думал — навсегда: тысячи людей мечтают осесть в самом престижном университете страны. Однако вот уже шесть лет Алексей Викторович является сотрудником университета «Лафборо» в Англии и все реже бывает в университете на Воробьёвых горах. Алексей Викторович поведал «Научному обозрению» свой субъективный взгляд на реалии жизни столичных ученых.

А. В. Болсинов, д. ф.-м. н., профессор

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

О наболевшем. Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о проблемах, накопившихся в образовании

Ректор МГУ Виктор Садовничий

Накануне 60-летия ИжГТУ Ижевск посетил Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Пообщаться с гостем преподаватели вуза собрались в огромной аудитории, но места всё равно оказалось недостаточно: столько пришло желающих с ним пообщаться. Несмотря на официальный повод, встреча была дружеской. Виктор Антонович охотно рассказывал о своем вузе и отвечал на вопросы собравшихся. На этой встрече побывали и мы. О наиболее интересных, на наш взгляд, моментах читайте прямо сейчас.

Гузель Муллахметова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Объективный взгляд

Р. Г. Стронгин

Президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин в интервью «Научному обозрению» рассказал, каким должен быть идеальный ректор, почему зарплата учёных должна быть «неприлично» большой и что нужно сделать, чтобы вузы начали взаимодействовать.

Алексей Казаков

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Открытое письмо украинским коллегам

Д. ф.-м. н., проф. Н. Н. Непейвода

Открытое письмо главного научного сотрудника Института программных систем РАН Николая Николаевича Непейводы в ответ на угрожающие письма от научного сообщества Украины.

Главный научный сотрудник Института программных систем РАН
г. Переславль-Залесский
Н. Н. Непейвода

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Проректор МИФИ Николай Кудряшов: «Ректором может быть только профессионал, имеющий вес в научной жизни»

Николай Кудряшов

Сфера науки и образования не терпит непрофессионализма. Сегодня, когда отрасль встала на путь инновационного развития, ей необходимы кадры, способные поддержать происходящие процессы, вывести их на более высокую ступень. Своими мыслями о том, какие факторы оказывают существенное влияние на ситуацию в отдельно взятом вузе и в отрасли в целом, поделился председатель совета по аттестации и подготовке научно-педагогических работников, проректор Московского инженерно-физического института (МИФИ), д.ф.-м.н., профессор Николай Кудряшов.

Александра Аракчеева

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее