№ 4 / январь

Прямая речь

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть вторая: проблема платной формы обучения

Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске публикацию статьи профессора В. С. Анищенко. Это взгляд на проблемы высшей школы заслуженного деятеля науки РФ, одного из ведущих ученых России, признанного и за рубежом. Редакция газеты во многом согласна с мнением ученого по поднятым темам. Однако нельзя не задаться вопросом: возможно ли изменить устоявшуюся научно-образовательную систему или процессы, описанные в статье, необратимы? Это покажет время.

Часть вторая: проблема платной формы обучения

Одним из нововведений высшей школы современной России явилось открытие во всех вузах страны платной формы обучения студентов. Это было обусловлено причиной нехватки средств для финансирования высшей школы в лихие девяностые годы, а также желанием расширить возможности для молодых людей получать высшее образование. Решение в целом правильное и целесообразное по своей сути. Однако, как это часто бывает в нашей стране, последствия такого решения не были просчитаны детально и привели, по моему мнению, к ряду отрицательных результатов. Остановимся на их анализе. Во-первых, введение платной формы обучения, по сути дела, потребовало реализации в вузах деятельности, которая относится к разряду предпринимательской. Как хорошо известно, цель любого предпринимателя (бизнесмена) заключается в получении максимальной прибыли, что формирует особый менталитет. В офисе одного моего знакомого предпринимателя висит плакат с изречением: «Если я не думаю о себе, я вообще не думаю». В этом одна из главных сутей менталитета предпринимательства. Ментальность преподавателей университетов исторически сложилась иной. Причем это в абсолютно равной степени относится как к университетскому сообществу в России, СССР и стран с традиционно капиталистической экономикой. Университетскому сообществу, его менталитету, можно в качестве философского кредо привести изречение: «Если я мыслю, значит, я существую». Разница весьма существенна, и она выражается в направленности и целях работы и деятельности преподавателей высшей школы. Эти цели связаны исключительно с повышением качества преподавания, достижениями в научной и методической работе, в воспитании учеников и создании научных школ. Эти цели никогда не были направлены на получение материальной прибыли. Во все времена и во всех государственных университетах мира ученые работали и работают главным образом за фиксированную зарплату, предусмотренную штатным расписанием вуза. Соответственно, этим благородным целям строит свою работу и административное руководство вуза. Именно наличие указанной цели и соответствующий менталитет университетской среды привели в итоге к существованию в университетах мира особой демократической атмосферы, духа коллективной заинтересованности в повышении уровня образования и науки, духовной свободы, отсутствию политической ангажированности и т. д. Демократия, независимость и политическая свобода являются достижениями и составляют главную сущность университетской концепции образования в мире.

Вернемся к платному образованию. Платное образование, наряду с образованием, финансируемым из государственной казны, существует во многих странах. Например, в США, Англии. Однако имеется четкое разграничение: этот университет платный для студентов, а этот — бесплатный. В мире отсутствует практика, когда в одном вузе часть студентов обучается на платной основе, а другая часть — на бюджетной (бесплатной). И именно эту систему ввели в России после 1991 года. К чему это приводит? Менталитет руководства вуза и части преподавательского корпуса начинает изменяться. Он приобретает черты менталитета предпринимательства. Появляется задача получения прибыли и желание ее увеличить. Естественно, начинается сначала с малых, а потом все более заметных ущемлений демократических свобод, наблюдается повышение авторитарности, единоначалия в руководстве вузов, обостряется борьба с неугодными структурами и личностями. В этот период резко начинает преобладать бюрократический стиль в организации, управлении и контроле деятельности вузов. Чиновники от образования приобрели практически неограниченную власть, а их действия не только не способствуют повышению качества образования, а во многом ведут к разрушению тех достижений, которые сформировались еще в советские времена. Это в равной степени относится и к системе финансирования научных исследований на конкурсной основе (гранты и различные программы). Возрастает уровень коррупции, и, как следствие — по крайней мере, растет объем нецелевого использования бюджетных средств (читай «воровства») и необъективность в оценках заявок на научные гранты со стороны ученых вузов страны. Другими словами, реализуется модель предпринимательской конторы, которая живет и функционирует совсем по другим, отличным от классических университетов, правилам. Хочу подчеркнуть, что я вовсе не являюсь противником частного бизнеса и предпринимательства, которые составляют основу рыночной экономики и доказали исторически свою необходимость и важность. Я противник  введения предпринимательского менталитета в функционировании государственной системы высшего образования. Убежден, что совмещение в одном вузе платной и бесплатной форм обучения глубоко ошибочно, так как в принципе не способствует улучшению системы высшего образования. Можно привести много известных примеров конфликтов между руководством вуза и входящими в его состав структурными подразделениями (факультеты, кафедры и т. д.) и отдельными преподавателями. Если разобраться в деталях, то можно понять: именно сосуществование различных форм обучения лежит в основе многих конфликтов.

Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

Предпринимательский менталитет руководства вуза и его структурных подразделений в целях извлечения большей прибыли (увеличения средств внебюджетного фонда вуза), естественно, заинтересован в открытии новых специальностей, которые пользуются повышенным спросом. Что же здесь плохого? Ведь и классические бюджетные вузы вводят новые специальности. Да, это так, но с некоторыми различиями. В бюджетном вузе новые специальности открываются естественным образом, когда формируется коллектив ученых, специалистов в данной области знаний, имеющий в качестве научного лидера признанного авторитетного руководителя. В результате открываются не только новые специальности, но и новые факультеты и НИИ при вузе, которые возникают естественным образом на базе имеющихся научных школ. То, что создается в угоду платного образования, очень часто выглядит совсем иначе. Главным здесь является не кадровый потенциал и потребности страны, а прямая материальная выгода. Например, введение специальности «международный туризм» в классическом университете; на достижениях какой научной школы она базируется? На какой основе здесь могут вырасти профессионально подготовленные кадры? У меня ответа нет.

Далее, процесс открытия новых специальностей в вузах с платной и бесплатной формами обучения неизбежно приводит к тому, что и в бюджетной сфере начинается процесс увеличения специальностей подготовки выпускников, многие из которых являются непрофильными для данного вуза. А как это реально сделать, если контингент (число абитуриентов) фиксируется планами Министерства образования? Путь один — дробление контингента. Например, на специальность «физика» план приема 100 человек. Этот контингент делится пополам: 50 человек — на специальность «физика» и 50 человек — на вновь открываемую специальность (туризм, менеджмент или что-либо другое). Помимо всего прочего, за счет дробления контингента идет увеличение часов преподавания, что есть один из путей к нецелевому, неэффективному использованию бюджетных средств. А самое главное зло здесь заключается в том, что подготовка по вновь введенным специальностям ведется на уровне, который заведомо не может соответствовать современным требованиям в силу тех же кадровых причин.

А как решается эта проблема в других развитых странах? Рассмотрим наиболее близкую мне, да и российскому образованию, систему университетского образования в Германии, которая признается одной из лучших в Европе. В Германии работают около 360 вузов, из которых 104 университета. Более 90% университетов — государственные, причем в них нет платной формы обучения. Частные университеты, которых очень незначительное количество, готовят специалистов в области бизнеса, искусства, права и финансов. Государственные университеты обеспечивают выпуск специалистов по всей широкой номенклатуре специальностей, необходимых для функционирования экономики страны. Студенты государственных университетов за обучение не платят, с них берется взнос (примерно 100–300 евро в семестр), часть которого идет на обеспечение льгот при питании в университетской столовой и транспортные льготы. Стипендию студенты не получают, за исключением специальных именных стипендий особо выдающимся студентам. <…> Хочу еще раз подчеркнуть: в государственных университетах Германии отсутствует платная форма обучения. На платной основе обучение осуществляется исключительно в частных университетах! Государственные университеты Германии имеют современное научно-техническое оснащение и развитую инфраструктуру, удовлетворяющую самым высоким современным требованиям. При университетах функционирует широкая сеть НИИ (например, исследовательские институты общества Макса Планка), которые имеют целью обеспечить высокий уровень научных исследований в университетах и их тесную взаимосвязь с учебным процессом. Профессора университетов Германии избираются открытым (международным) конкурсом, утверждаются на должность министром образования Германии. <…>

Государство, в котором мы живем, вполне устраивает сложившаяся система высшего образования. Любой школьник, завершивший среднее образование, может поступить в вуз. План приема сейчас превышает число окончивших школу. Благодаря классическим университетам и специализированным институтам, зарекомендовавшим себя еще в СССР, в России обеспечивается воспроизводство специалистов, удовлетворяющих требованиям сегодняшней экономики. Выпускники вузов решают проблему поддержания имеющегося производства, энергетики, транспорта и т. д. Не возникает проблемы повышения качества выпускаемых специалистов, так как в целом нет развития экономики в здравом смысле понимания этой проблемы. И все это в равной степени относится к любой государственной подсистеме, будь то милиция, суды и судопроизводство, налоговая служба, киноиндустрия, машиностроение и т. д.

Но сложившееся положение дел не может устраивать большинство наших граждан, которые понимают, что требуются существенные перемены. Страна, в которой евсюковы убивают и расстреливают наших людей, в которой «слуги народа» перед телекамерами журналистов бросают пачки зеленых купюр проституткам и официантам гламурных ресторанов, в которой хронически не находится средств на спасение тяжело больных детей, но при этом бюджетные деньги расходуются на покупку бронированных мерседесов для чиновников, в которой, по сути дела, чиновничий беспредел стал нормой, не имеет будущего. Вместе с 70%-ым износом всего технического оборудования системы производства и жизнеобеспечения населения нашей многострадальной страны налицо износ всей государственной системы. Необходима модернизация, причем во всех без исключения сферах жизни.

Являясь все-таки оптимистом по своей природе, хочу надеяться, что модернизация возможна, и она рано или поздно будет осуществлена. Так чтó и кáк можно и нужно поменять в системе высшего образования и из каких критериев исходить? Думаю, что велосипед изобретать не стоит. Необходимо следовать примерам построения и функционирования системы университетского образования в Европе. Приоритет — резкое увеличение ассигнований в развитие вузовской науки. Начать надо с классических университетов. Необходимо, в конце концов, глубоко осознать, что без науки образования, способного повлиять на модернизацию экономики, быть не может. Это первое. Второе — надо, наконец, решить проблему финансирования вузов, проблему оплаты труда преподавателей. <…>

Более конкретно, предлагаю сделать следующее:

  1. Сократить число высших учебных заведений в России, финансируемых из государственного бюджета. В число государственных вузов включить 80–100 классических университетов и 400–450 институтов и академий. При этом четко сформулировать критерии отбора как для университетов, так и для других вузов, претендующих на статус государственных.
  2. Создать на базе имеющихся как государственных, так и частных университетов и вузов, не вошедших в число вновь утвержденных государственных вузов, систему частных вузов. Сделать это путем акционирования, приватизации или на основании специально разработанных законов.
  3. Высвободившиеся при этом средства госбюджета направить на финансирование вновь созданной системы государственных вузов.
  4. Исключить возможность платного образования в государственных вузах.
  5. Создать необходимые условия для развития научных исследований в государственных университетах. Для этого увеличить финансирование научных школ по приоритетным научным направлениям. Ввести градацию оплаты труда профессорско-преподавательского состава, соответствующую их профессиональному уровню (доценты 1, 2 и 3 категории, профессора 1 и 2 категории, например). Сформулировать и строго исполнять конкурсные требования к кандидатам на должности доцента и профессора университета. Исключить назначение на должность профессора высшей категории лиц, не имеющих ученой степени доктора наук.
  6. Предоставить университетам право самостоятельно формулировать учебные планы специальностей подготовки выпускников на основе госстандартов и назначать объем часовой нагрузки преподавателей.
  7. В основу определения объема финансирования государственного университета положить два критерия: 1 — количество студентов по плану приема, и 2 — статус университета (Федеральный, исследовательский, региональный). Объем финансирования университетов сделать открытым и доступным в Интернете.

Для более детальной проработки и реализации предложенного плана необходимо, прежде всего, определиться в главном. Является ли развитие фундаментальной и прикладной наук в вузах России необходимым условием их функционирования? Ответ на этот вопрос будет определять приоритеты в практической реализации предложенной программы. В частности, исходя из ответа на указанный вопрос, легче решить проблему оптимального количества вузов и университетов. <…>

В заключение хочу отметить следующее. Я не настолько романтик, чтобы не понимать всей сложности решения проблем в плане реализации сформулированной программы. Не нужно революций! Но необходимо по крайней мере разработать реалистичную, прагматичную, согласованную современную программу действий, которая отвечала бы всем требованиям времени. Пусть ее реализация займет много времени. Но это будет нормальный эволюционный процесс, который в итоге даст реальный и нужный результат.

Полный текст статьи

Академик РАЕН, профессор,
д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий:

CAPTCHA image

Статьи из рубрики: Прямая речь

Валерий Козлов: «Необходимо поддерживать ученых в их научных изысканиях»

Валерий Козлов, вице-президент РАН, академик

Важнейшим направлением развития нашей страны на сегодняшний день является переход к инновационной экономике. Однако невозможно построить новую Россию без развития науки и образования, утверждают эксперты. Станет ли поддержка данной сферы одним из приоритетных направлений государственной политики? Какие актуальные задачи стоят перед российским научным и образовательным сообществом сегодня? Об этом шла речь на встрече члена-корреспондента РАЕН, проректора по информационным и компьютерным технологиям УдГУ Алексея Борисова и вице-президента РАН, академика Валерия Козлова

Алексей Борисов

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Вопрос жизни и смерти

Жорес Алферов, академик РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Сегодня у нас нет более важной задачи, чем развитие науки и образования. Это, на самом деле, вопрос жизни и смерти для нашей страны. Об этом на Конгрессе российского образовательного сообщества, состоявшемся в Москве 17 сентября текущего года, рассказал Жорес Алферов, академик РАН, вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии, член комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям

Елена Огородникова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 1 Подробнее

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть первая: проблема научно-педагогических кадров

Профессор Вадим Семенович Анищенко

Удмуртский государственный университет посетил академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н., Вадим Семенович Анищенко — один из ведущих в России и широко известный за ее пределами специалист в области нелинейной динамики. В. С. Анищенко — автор более 350 научных работ, среди которых 20 научных монографий и учебников.

Академик РАЕН, профессор, д.ф.-м.н. В. С. Анищенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Алексея Болсинова

Алексей Болсинов

Своим надеждами и опасениями, связанными с нововведениями в российской грантовой политике, с НО поделился профессор Университета Лафборо (Англия) Алексей Болсинов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российским ученым получить средства на свои исследования? Мнение Владимира Богачева

Владимир Богачев

О реальных источниках доходов российских ученых-математиков, эффективности программы мегагрантов и возможных вариантах государственной поддержки российской науки своим мнением с НО поделился профессор механико-математического факультета МГУ, член совета по науке при Минобрнауки Владимир Богачев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение второе. Япония

Михаил Свинин

Михаил Свинин, профессор робототехники университета Кюсю, переехал в Японию из Иркутска в 1995 году. Жить и работать в Стране восходящего солнца ему нравится. С удовольствием получил бы и японское гражданство, только не готов отказаться от российского, как того требуют законы. О некоторых особенностях научного, образовательного и социального аспектов современной жизни японцев читайте в интервью с Михаилом.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение первое. Англия

Профессор А. В. Болсинов

Профессор Алексей Болсинов — ведущий научный сотрудник сектора Неголономной механики лаборатории «Нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения» УдГУ. С 2006 года работает в Англии. Мечтает ли навсегда забыть о жизни на две страны и осесть на родине? Вряд ли. Что держит его за границей, он рассказал в интервью нашей газете.

Иван Мамаев

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение третье. Турция

Октай Пашаев

12–15 февраля 2014 года в Удмуртском государственном университете прошла Международная конференция Regular and chaotic hydrodynamics. Theory and applications. Среди приглашенных гостей был профессор математики Турецкого технологического института Измира, а в прошлом научный сотрудник ОИЯИ в Дубне Октай Пашаев. Турецкая земля с большим радушием приняла нашего соотечественника. Турецкие власти создают необходимые условия для процветания фундаментальной науки, быть педагогом в Турции престижно, индекс Хирша знать необязательно. Об этом и многом другом в интервью «Научному обозрению» рассказал Октай Пашаев.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Где российскому ученому жить хорошо? Мнение четвертое. Бельгия

Степан Ломаев

Степан Ломаев — молодой кандидат физико-математических наук, член клуба молодых ученых и инноваторов Удмуртской Республики «УМНИК», писатель, чьи произведения вошли в лонг-лист премии «Дебют» в 2008, 2009 гг., ныне сотрудник Католического университета г. Левена (Бельгия). Степан рассказал «НО» о жизни молодого ученого в Бельгии, своем отношении к современному состоянию науки в России и Европе.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Наука должна быть активной

Вице-президент РАН, академик Валерий Козлов

Науку двигают учёные с активной жизненной позицией, яркие и неординарные личности. Инертность же губит ее. Такова позиция вице-президента Российской академии наук Валерия Козлова.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Непосторонний взгляд со стороны

Профессор А. В. Болсинов

Алексей Викторович Болсинов — ученый с большой буквы, с недавнего времени —главный научный сотрудник сектора неголономной механики лаборатории нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения УдГУ. Окончив около 30 лет назад мехмат МГУ, он остался работать в родном вузе. Думал — навсегда: тысячи людей мечтают осесть в самом престижном университете страны. Однако вот уже шесть лет Алексей Викторович является сотрудником университета «Лафборо» в Англии и все реже бывает в университете на Воробьёвых горах. Алексей Викторович поведал «Научному обозрению» свой субъективный взгляд на реалии жизни столичных ученых.

А. В. Болсинов, д. ф.-м. н., профессор

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

О наболевшем. Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о проблемах, накопившихся в образовании

Ректор МГУ Виктор Садовничий

Накануне 60-летия ИжГТУ Ижевск посетил Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Пообщаться с гостем преподаватели вуза собрались в огромной аудитории, но места всё равно оказалось недостаточно: столько пришло желающих с ним пообщаться. Несмотря на официальный повод, встреча была дружеской. Виктор Антонович охотно рассказывал о своем вузе и отвечал на вопросы собравшихся. На этой встрече побывали и мы. О наиболее интересных, на наш взгляд, моментах читайте прямо сейчас.

Гузель Муллахметова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Объективный взгляд

Р. Г. Стронгин

Президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин в интервью «Научному обозрению» рассказал, каким должен быть идеальный ректор, почему зарплата учёных должна быть «неприлично» большой и что нужно сделать, чтобы вузы начали взаимодействовать.

Алексей Казаков

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее

Открытое письмо украинским коллегам

Д. ф.-м. н., проф. Н. Н. Непейвода

Открытое письмо главного научного сотрудника Института программных систем РАН Николая Николаевича Непейводы в ответ на угрожающие письма от научного сообщества Украины.

Главный научный сотрудник Института программных систем РАН
г. Переславль-Залесский
Н. Н. Непейвода

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии: 3 Подробнее

Проректор МИФИ Николай Кудряшов: «Ректором может быть только профессионал, имеющий вес в научной жизни»

Николай Кудряшов

Сфера науки и образования не терпит непрофессионализма. Сегодня, когда отрасль встала на путь инновационного развития, ей необходимы кадры, способные поддержать происходящие процессы, вывести их на более высокую ступень. Своими мыслями о том, какие факторы оказывают существенное влияние на ситуацию в отдельно взятом вузе и в отрасли в целом, поделился председатель совета по аттестации и подготовке научно-педагогических работников, проректор Московского инженерно-физического института (МИФИ), д.ф.-м.н., профессор Николай Кудряшов.

Александра Аракчеева

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Оценить статью: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка ... Загрузка ...
Подробнее